Перейти к содержанию

СИНДРОМ ПИТОМНИКА - ПРОБЛЕМЫ У ВЛАДЕЛЬЦЕВ


Юрий Савченко

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Попалась статья зоопсихолога г-жи Непринцевой Е.С., Тема интересная, мне кажется есть что обсудить.

"СИНДРОМ ПИТОМНИКА - ПРОБЛЕМЫ У ВЛАДЕЛЬЦЕВ"

Людям нравятся разные собаки: одним - с серьезным характером и грозной внешностью, другим - приветливые и с веселым нравом. Но все хотят, чтобы поведение их собак укладывалось в рамки нормального. Эти рамки довольно трудно определить, и чаще всего нарушения в поведении своей собаки человек замечает тогда, когда они уже, увы, сформировались.

Так называемый "синдром питомника" связан с пробелами в развитии щенков в результате выращивания их в бедной или ограниченной среде крупных питомников. На самом деле эта проблема гораздо шире, чем частные сложности кинологов-разведенцев - речь идет об общих психобиологических закономерностях развития млекопитающих, не исключая, кстати, и человека.

ГЕНЫ И СРЕДА ИЛИ ПОЧЕМУ МАУГЛИ НЕ СМОГ СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.

Все знают, что внешние породные признаки собаки, а также особенности поведения, свойственные той или иной породе, закреплены генетически. Известно также, что качества производителей могут передаваться по наследству их потомкам. Но почему-то в тени Его Величества Гена часто остается без внимания Ее Величество Среда. Между тем, именно влияние внешней среды является необходимым условием для нормального развития детенышей любого млекопитающего - будь то щенок или ребенок.

Дело в том, что всесильные гены не определяют напрямую повадки животного - генетическая матрица обеспечивает фундамент, на котором строятся различные поведенческие программы, свойственные виду, породе или особи. А запускают эти программы и приводят их в действие разнообразные внешние стимулы. Это одно из великих таинств природы - "послания" из внешнего мира разворачивают записанную в генах информацию и дают толчок развитию поведенческих программ, набор которых и определяет реальное поведение животного.

Самым ярким примером действия этого биологического закона являемся, как ни странно, мы сами. Не случайно это нашло свое отражение в литературе - я имею в виду историю Маугли. Правда, великий писатель рассказал всего лишь сказку о жизни мальчика в стае волков. Реальные “Маугли”, которых находили в джунглях, были не способны освоить человеческий язык, несмотря на все усилия по их обучению. Они были лишены возможности освоить человеческую речь в раннем детстве и поэтому не смогли стать людьми в полном смысле этого слова. Это и есть последствия ограничения влияния внешней среды. Генетически запрограммированная способность говорить по-человечески у ребенка не может развиться без общения с другими людьми. Более того, обучиться человеческому языку он сможет только в том случае, если познакомится с ним в первые годы своей жизни. Это связано с тем, что для освоения речи, необходимо определенное развитие мозга. А у многих млекопитающих, включая человека и собаку, развитие структур мозга продолжается и после рождения. И решающую роль в этом развитии играет внешняя среда.

По сравнению с человеком собака - более просто организованное существо, но закономерности развития те же: генетические программы не могут правильно реализоваться в полноценное, свойственное виду поведение без воздействия внешней среды. Окружающий мир собаки в значительной степени определяется человеком и существенным образом влияет на развитие ее поведенческих особенностей. От того, насколько правильно мы организуем среду, в которой будет воспитываться наша собака, зависит, каким будет ее поведение.

КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ: В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ.

Процесс развития поведенческих программ на ранних этапах жизни млекопитающих имеют чувствительные периоды - именно в эти моменты животные наиболее восприимчивы к воздействию сигналов внешней среды. Именно в эти моменты возможен запуск определенных поведенческих программ, развитие врожденных форм поведения, обучение жизненно важным навыкам, запечатление нужных образов. Опыт, полученный в первые месяцы жизни, может определить в дальнейшем характер и поведение собаки, ее умственные и адаптивные способности.

Если не давать щенку возможность получить необходимый полезный опыт в эти периоды, не позволять ему попробовать на деле свои унаследованные от предков способности, он может оказаться в ситуации "упущенного времени". Впервые столкнувшись с внешним миром в старшем возрасте, собака уже не сможет осваивать его с такой легкостью, какая доступна маленьким щенкам в их "чувствительном состоянии". По этой причине эти периоды получили второе название - критические. И для собак они ограничиваются, по большей части, первым полугодом жизни животного.

Один из критических периодов - период социализации - многим знаком в виде правила, что щенку обязательно надо давать общаться с другими собаками до наступления 3-х месяцев. Например, хорошо известны печальные последствия длительного карантина при вакцинации собак - “засидевшихся” щенков впервые выводили на улицу чуть ли не в 5-6 месяцев, когда основные поведенческие программы уже завершают формирование. В результате получали собачьих "Маугли", неспособных не только нормально общаться с сородичами, но и адекватно реагировать на городскую среду, поскольку были пропущены чувствительные периоды развития основных форм поведения.

В основе собачьего поведения, которым они так часто поражают и умиляют нас, лежит сложное "здание" психобиологических процессов. После рождения у щенка продолжается развитие его нервной системы, и происходит дозревание структур головного мозга, поэтому формирование поведения проходит в несколько этапов и строго подчинено плану, заключенному в генах. На каждом этапе под действием внешней среды достраиваются определенные части мозга молодой собаки.

Если представить себе, что генеральный план этого своеобразного строительства определяется генами, а строительный материал поставляет нервная система, то строителями выступают стимулы окружающего мира. И если они не окажутся в нужном месте в нужное время, в здании будут изъяны или даже целые провалы - мозг окажется недостроенным!

БЕДНОСТЬ - НЕ ПОРОК?

Нарушения правильного хода развития собаки могут возникать в разных условиях - и в большом загородном питомнике, и в тесной городской квартире. Полезное влияние внешней среды на щенка могут ограничивать обедненные условия содержания, что в дальнейшем вызывает нарушение поведения у взрослых собак, которые оказываются в несколько иной среде, попадая к владельцам.

КАКИЕ УСЛОВИЯ СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ ОБЕДНЕННЫМИ?

Если начинать с первого месяца жизни щенка, то единственный вариант нормальных условий – это наличие матери. Многочисленными экспериментами на разных видах млекопитающих было показано, что все важные внешние воздействия, необходимые для нормального развития новорожденного, дает ему его мать через телесный контакт и естественное вскармливание. В первый месяц жизни собаки стимуляция со стороны матери и возможность сосать материнский сосок, массируя его лапками, оказывает мощное и ничем не заменимое благотворное воздействие на развитие мозга и формирование нормального поведения щенка. Плюсы, которые получает вскормленный матерью щенок, по сравнению с сиротой и "искусственником", трудно переоценить: эмоциональная стабильность, уверенность в себе, стойкость в социальной конкуренции, высокие умственные и адаптивные способности. Важная роль тактильных контактов и неонатального пищевого поведения в дальнейшем развитии психики и поведения собаки ставит под сомнение целесообразность искусственного выкармливания щенков, поскольку восполнить недостаток ключевых стимулов в этом случае невозможно.

Бедными следует считать и такие условиям содержания собак, когда щенки первые месяцы своей жизни проводят только в клетках и огороженных выгулах. Говоря научным языком, стимульная среда в таких условиях очень скудная, особенно если сравнивать ее с реальными условиями мегаполиса. Иными словами, собакам в питомниках просто не хватает адекватных внешних раздражителей, которые бы могли вызвать к жизни все то богатство адаптационных способностей, которые заложены в генах животного.

Считается, что в возрасте около двух месяцев следует начинать знакомить собаку с как можно более широким спектром внешних раздражителей - зрительных, слуховых, запаховых и вкусовых, так как впечатления, полученные в этом возрасте, сохраняются на всю жизнь. Например, в этот период можно легко приучить собаку к разнообразным кормам. Уже с третьего месяца жизни рекомендуется начинать знакомить специализированных собак (охотничьих, спасателей) с условиями, в которых они будут работать. В противном случае бывает, что кандидаты в спасатели с трудом осваивают лестницы и боятся тоннелей. Собаки, выращенные в бедных условиях и ограниченные в контактах с внешним миром, в целом, ведут себя менее уверенно и болезненно реагируют на незнакомые стимулы практически всю свою жизнь.

Исправить положение могут регулярные (пусть и не ежедневные, и не продолжительные) прогулки, на которые даже 1,5-2 месячные щенки могут отправляться вместе со своими мамашами. Постоянные маршруты для таких вылазок стоит продумать заранее и включить в них разнообразные "приключения" для щенков. Например, преодоление небольших канав или других препятствий, может быть, знакомство с отдаленными шумами, вроде проходящей вдали электрички. Если возможности для такого рода безопасных прогулок нет, то стоит оборудовать выгулы для щенков разнообразным интерьером и игрушками и по возможности периодически менять их. Для этой цели можно использовать даже картонные коробки. Любая грамотно дозированная новизна полезна для развития психики и активного поведения собаки.

Организуя содержание собак в питомниках, все-таки важно учитывать, насколько это возможно, в каких условиях будут жить собаки у их будущих владельцев. Часто собаки, выращенные в питомниках, с трудом обучаются правилам гигиены в квартире. Полезный прием приучать собаку с "щенячества" оправляться на бумажную подстилку (или специальную пеленку), конечно, помогает владельцу справиться с этой проблемой в доме. Прогулки за территорию питомника не позднее, чем с 3-х месяцев существенно облегчают собаке впоследствии вхождение в городскую среду. Проблемы могут возникать, если щенку не дают возможности своевременно познакомиться с такими особенностями сложного и разнообразного внешнего мира, как шумные городские улицы, толпы людей, бегущие и кричащие дети, большие и агрессивные незнакомые собаки, лестницы, водоемы, грохочущие машины, поезда и т.п.

ВРЕМЯ СТРАХОВ И КОГДА ЛУЧШЕ ПЕРЕЕЗЖАТЬ К ХОЗЯИНУ.

Есть мнение, что существует особый период, когда собаки особенно легко запечатлевают ситуации, связанные со страхами, и именно он повинен в некоторых фобиях, встречающихся у собак, Считается, что он приходится на конец второго - начало третьего месяца жизни щенка (8-10 недели). Травмирующие впечатления, полученные в этот период, могут закрепить впоследствии страх и неуверенность в поведении собаки, связанные с конкретными звуками, предметами или местом. По этой причине в этот период не рекомендуют резко менять собаке привычную среду. С большой осторожностью следует относиться к смене владельца в этот период. Необходимо дать щенку возможность привыкнуть к новой обстановке и пережить "время страхов" в стабильной среде. Не стоит переезд в новый дом совмещать с пугающими процедурами, например, косметическими операциями или травмирующей перевозкой. Один из лучших периодов для переезда к новому хозяину - пик периода социализации, который приходится на возраст 1,5-2 месяца (6-8 недели). Человек - часть социальной среды собаки и умению общаться с ним, собаке тоже необходимо учиться. Именно в этот период важна развивающая разнообразная среда для отработки жизненных стратегий и способов поведения. Наступает важный - игровой - период, когда игры становятся серьезным занятием, позволяющим обучиться правильному обращению с социальными партнерами и научиться уверенно справляться с различными жизненными ситуациями. Ограниченная возможность получить такой опыт обедняет поведение собаки, поэтому опять вернемся к разговору о бедности.

МЫ С ТОБОЙ ОДНОЙ КРОВИ?

Бедной может быть и социальная среда. Несмотря на то, что для питомников проблема социализации, казалось бы, стоит не так остро, приходится сталкиваться с проявлением синдрома питомника даже у тех собак, которые выращивались в городских квартирах. Содержание щенков в условиях, где они кратковременно общаются только с ограниченным людским контингентом, также отрицательно сказывается на способности собаки в дальнейшем адаптироваться к жизни в семье владельца. Социализация или освоение навыков общения с социальными партнерами, у собаки должна происходить с участием не только других собак, но и людей. Критический период социализации (и к партнеру-собаке, и к партнеру-человеку) ограничивается приблизительно вторым-третьим месяцем жизни собаки (точнее - с 4 по 12-14 неделю). И в этот период мало давать щенку возможность просто видеть человека, надо активно с ним общаться, давая ему возможность реализовать свои уникальные способности понимать человеческое поведение. По последним научным данным собака, по-видимому, обладает врожденной способностью понимать мимику и жесты человека, в отличие, например, от прирученных волчат. А как мы уже выяснили, даже врожденные программы поведения нуждаются в адекватной внешней стимуляции - только тогда - генетическое наследие вида будет максимально раскрыто, и проявится в таком поведении, которое принято объяснять исключительным умом собаки. Наблюдательные разведенцы, вероятно, замечали, что где-то в начале второго месяца жизни щенки начинают вдруг проявлять особый интерес к человеку как к партнеру; научаются внимательно смотреть на лицо, на руки, начинают активно поддерживать игру с человеком, могут с интересом наблюдать за его действиями. Некоторые даже говорят, что в это время начинают замечать у своих щенков "осмысленный взгляд". Вот в этот период можно заложить основы хорошего контакта собаки с будущим хозяином, занимаясь со щенками хотя бы по несколько минут в день, или ... упустить эту возможность, ограничивая мир щенка клеткой, выгородкой в квартире или пустым уличным выгулом.

Конечно, пустые выгулы легче убирать, чем оборудованные, да еще и захламленные обрывками коробок; конечно, у персонала вечно не хватает времени у всех убраться и всех накормить - куда уж тут возиться со щенками! С таким же выбором примерно 30 лет назад столкнулись многие зоопарки. Было гораздо легче содержать зверей в небольших, обложенных кафелем клетках, где быстро можно было навести почти стерильную чистоту. Но поведение животных при таком содержании настолько было не похоже на естественное, что просто забили тревогу, и поняли - игра стоит свеч. Затраты времени на уборку больших сложно оборудованных вольер, приспособленных под нужды животных (в том числе и психологические), оказались оправданы. Специальное время, выделяемое для общения, тренировок или игр с животными, себя окупило, Ведь в результате получили более зрелищное и интересное посетителю нормальное поведение животных, которое к тому же еще и свидетельствовало об их психическом развитии.

ВТОРОГОДНИКИ В ШКОЛЕ ЖИЗНИ.

Итак, необходимо очень серьезно относиться к первым 5-6 месяцам жизни щенка и давать ему возможность адекватно использовать внешний мир для саморазвития. Когда мы ограничиваем собаку, не позволяя ей в нужные периоды познать основные свойства этого мира, включая его опасности и тревоги, мы как будто оставляем щенка "на второй год" в школе жизни.

Впоследствии это может выражаться в различных неадекватных реакциях собаки. Например, в неофобии - боязни новизны и любых изменений, крайнее проявление которой выражается в том, что собака спокойно себя чувствует только в хорошо знакомом месте и сразу же теряется, как только выходит, буквально, в соседний двор, панически пугается любых новых предметов и очень долго привыкает к ним. Усложнение среды для взрослой собаки не имеет "лечебного" эффекта, поскольку в раннем детстве она не имела возможности обучаться реагировать на новизну. На любое изменение обстановки собака реагирует приступами страха такой же интенсивности, каждый раз как бы заново обучаясь спокойно реагировать на пугающие их ситуации. Радикальной коррекции такое поведение не поддается, поскольку в результате депривации (лишения) влияния внешних стимулов в критические периоды не произошло формирование соответствующих физиологических и анатомических структур и связей. Как следствие образуются пробелы и в самих программах поведения. Хорошо известно, что иногда собакам, выросшим в загородных питомниках, трудно приспособиться к жизни в шумном и многолюдном городе. Привычные для городских жителей - людей и собак - звуки, предметы, механизмы, обыденные события - все превращается для них в источник постоянной тревоги. Наблюдательные разведенцы, вероятно, замечали, что где-то в начале второго месяца жизни щенки начинают вдруг проявлять особый интерес к человеку как к партнеру: научаются внимательно смотреть на лицо, на руки, начинают активно поддерживать игру с человеком, могут с интересом наблюдать за его действиями. Некоторые даже говорят, что в это время начинают замечать у своих щенков осмысленный взгляд". Вот в этот период можно заложить основы хорошего контакта собаки с будущим хозяином, занимаясь со щенками хотя бы по несколько минут в день, или ... упустить эту возможность, ограничивая мир щенка клеткой, выгородкой в квартире или пустым уличным выгулом. Конечно, пустые выгулы легче убирать, чем оборудованные, да еще и захламленные обрывками коробок; конечно, у персонала вечно не хватает времени у всех убраться и всех накормить - куда уж тут возиться со щенками! С таким же выбором примерно 30 лет назад столкнулись многие зоопарки. Было гораздо легче содержать зверей в небольших, обложенных кафелем клетках, где быстро можно было навести почти стерильную чистоту. Но поведение животных при таком содержании настолько было не похоже на естественное, что просто забили тревогу, и поняли - игра стоит свеч. Затраты времени на уборку больших сложно оборудованных вольер, приспособленных под нужды животных (в том числе и психологические), оказались оправданы. Специальное время, выделяемое для общения, тренировок или игр с животными, себя окупило. Ведь в результате получили более зрелищное и интересное посетителю нормальное поведение животных, которое к тому же еще и свидетельствовало об их психическом здоровье. К таким же последствиям может приводить неграмотное или недобросовестное содержание щенков в городских квартирных питомниках. Позволю себе привести выдержку из протокола зоопсихологической экспертизы, которую мы с коллегами проводили несколько лет назад по просьбе владельца собаки. " В тесте: "Ситуация ежедневной прогулки на улице, во дворах между домами и при пересечении проезжих частей, когда тестируемая собака находилась на поводке" - наблюдаемая собака, когда хозяйка останавливалась, начинала беспокойно двигаться вокруг нее, постоянно тревожно оглядываясь. При движении сильно тянула поводок, причем это не было стремлением быстрее добраться до какого-либо интересного для собаки объекта (например, постоянной точки мечения), или приблизиться к другой собаке, что является характерными признаками поведения собак на поводке в городской обстановке. Скорее, это носило характер сильного беспокойства и стремления поскорее миновать пугающую или неприятную для собаки территорию или ситуацию. Такое поведение наблюдалось в течение всего пути до парка (20 минут). Тестируемая собака не делала попыток обследовать места мочевых меток других собак. У наблюдаемой собаки практически полностью отсутствовали формы комфортного поведения на прогулке - она проявляла признаки постоянной настороженности и сильного внутреннего напряжения". Как видно из описания, у собаки практически отсутствовали целые блоки нормального, свойственного собакам поведения - обследование территории, поиск и обнюхивание запаховых меток. Знакомые места и обыденные события вызывали у пса ничем не спровоцированную постоянную тревогу. Такие собаки могут шарахаться от любых приходящих в гости людей и даже бояться весьма прозаических звуков, таких, например, как звон чайной ложечки в стакане. Особенно это расстраивает тех хозяев, которые, поверив в рекламу, приобретают собаку для охраны дома

ОДИН И БЕЗ ОРУЖИЯ.

Пробелы в развитии щенка напрямую затрагивают интересы будущих владельцев. Люди нередко переживают серьезный эмоциональный дискомфорт, сталкиваясь с неадекватным поведением своего питомца. Когда собака, выросшая в скудной обстановке питомника, впервые попадает на городскую улицу в возрасте полугода, она вынуждена коренным образом перестраивать свои представления о внешнем мире, ведь до сих пор она не сталкивалась с его буйным разнообразием, бьющим по всем ее органам чувств. Она встречается с сильным и, порою, жестким воздействием среды, оказываясь перед нею почти безоружной. Когда наблюдаешь за поведением таких собак, то складывается очень странное впечатление, что эти бедолаги не знают, что им с этим миром делать! Ощущение такое, что у них просто нет инструментов, чтобы с этим миром как-то обращаться, или в этих инструментах отсутствуют важные рабочие детали.

Это важный аспект проблемы. Если щенка выращивают в изоляции от внешнего мира и нарушается нормальный ход развития его психики, возникают девиации (отклонения от нормы) в поведении. Вследствие этого собака не может полностью раскрыть свои породные качества, и ее поведение не отвечает требованиям стандарта. Такая собака не может выполнять ожидаемую от нее функцию в семье человека! И речь здесь идет не только о роли сторожа или охранника. Гораздо важнее то, что она не может стать полноценным компаньоном для своего хозяина. Представьте, как будут обмануты ожидания человека, любящего, например, длительные прогулки, когда он обнаружит, что переход через улицу с интенсивным движением или гуляние в людных местах превращаются для его щенка в серьезную проблему. Усугубляет ситуацию и то, что эти поведенческие особенности практически не устранимы бесследно. Их можно исправить лишь в небольшой степени при огромных временных затратах на эту коррекцию.

С другой стороны, не стоит упускать из виду и такой, возможно, спорный аспект проблемы. Грамотная адаптация щенка к внешней среде может отчасти скомпенсировать, а значит, и завуалировать, в том числе и наследственно обусловленные недостатки поведения, например, пугливость. Для владельца, это, наверное, неплохой выход, но разведенцу это может помешать отбраковывать нежелательные крови. В конечном итоге, разведенцу приходится уповать на свою интуицию и понимать, что природу не перехитришь - вид должен поддерживать поведенческое разнообразие особей. Любые формы поведения, даже те, что решительно не нравятся человеку, могут оказаться полезными для вида в целом. Вам не приходило в голову, что пугливость - это очень ценное качество для выживания, особенно, если живешь среди людей.

Автор: Непринцева Е.С.

  • Экспертная группа
Опубликовано
  В 30.12.2013 в 09:57, Юрий Савченко сказал:

Попалась статья зоопсихолога г-жи Непринцевой Е.С., Тема интересная, мне кажется есть что обсудить.

"СИНДРОМ ПИТОМНИКА - ПРОБЛЕМЫ У ВЛАДЕЛЬЦЕВ"

Автор: Непринцева Е.С.

Все зависит от уровня подготовки ,будущего владельца, все остальное -условности, я выберу щена и отниму его от суки - когда мне надо, и поставлю, соответственно под свои запросы и охоты и ни каких проблем.

Главное - чтобы у щена крови были отличные!

  • Экспертная группа
Опубликовано
  В 30.12.2013 в 14:16, Боб сказал:

Все зависит от уровня подготовки ,будущего владельца, все остальное -условности, я выберу щена и отниму его от суки - когда мне надо, и поставлю, соответственно под свои запросы и охоты - как мне надо и ни каких проблем.

Главное - чтобы у щена крови были отличные!

Боб, просьба, не надо для ответа в три строчки цитировать статью полностью. Больше страницы проматывать..

Правила форума:

2. Не приветствуется:

---

2.10. Оверквотинг — цитирование, превышающее пределы необходимого для понимания смысла.

  • Экспертная группа
Опубликовано
  В 30.12.2013 в 14:21, Goodwin2110 сказал:

Боб, просьба, не надо для ответа в три строчки цитировать статью полностью. Больше страницы проматывать..

Правила форума:

2. Не приветствуется:

---

2.10. Оверквотинг — цитирование, превышающее пределы необходимого для понимания смысла.

ОК!
Опубликовано
  В 30.12.2013 в 14:16, Боб сказал:

Все зависит от уровня подготовки ,будущего владельца, все остальное -условности, я выберу щена и отниму его от суки - когда мне надо, и поставлю, соответственно под свои запросы и охоты и ни каких проблем.

Главное - чтобы у щена крови были отличные!

Никто и не ставит под сомнение Ваши возможности. Но Вы же не будете отрицать, что проще работать с контактным, социально адаптированным щенком, чем с только что вытащенным из-под сарая. Первые интеллектуальнее что-ли.

  • Экспертная группа
Опубликовано
  В 30.12.2013 в 16:22, Юрий Савченко сказал:

Никто и не ставит под сомнение Ваши возможности. Но Вы же не будете отрицать, что проще работать с контактным, социально адаптированным щенком, чем с только что вытащенным из-под сарая. Первые интеллектуальнее что-ли.

Юрий, для того, чтобы было что обсуждать, мало цитировать статью.

Каждый читает по разному, и осмысливает по разному.

Надо еще в тезисах обозначить, что из статьи будем обсуждать.

Несомненно, что щены, забранные от матери к конкретному хозяину в возрасте 1,5 месяца будут более социально (если можно так сказать в данном случае) адаптированы к человеку. Сегодня, кстати этот факт произошел с нашей собакой.

Но все зависит от дальнейшего содержания. Если щен целый день будет один в квартире, а любящие хозяева выводят его гулять 2 раза в день, то лучше бы он еще на пару месяцев остался с матерью. Но, опять же не в клетке, а на воле. На воле мать передаст ему больше полезных навыков (воля в данном случае это не вольер, а участок, по которому мать вольно бегает, а щены за ней).

Опубликовано

Рабочие крови конечно на первом месте, но у не социализированных щенков слишком много фобий проявляется в дальнейшем. Например прекрасно натасканная собака, но во время неадаптированная к окружающему миру и знающая только свой двор, хозяина и его транспорт - может на охоте серьёзно отвлекаться на посторонние предметы....

Так например - проезжающие вблизи угодий машины, встреченные охотники, огородные чучела (вблизи деревень), да мало ли что .....и реакция такой собаки не всегда предсказуема - может и сбежать. Поэтому тоже считаю, что социализация собаки должна проходить вовремя и чем разнообразнее будет опыт щенка - тем лучше.

  • Экспертная группа
Опубликовано
  В 30.12.2013 в 19:02, Курцик сказал:

Рабочие крови конечно на первом месте, но у не социализированных щенков слишком много фобий проявляется в дальнейшем. Например прекрасно натасканная собака, но во время неадаптированная к окружающему миру и знающая только свой двор, хозяина и его транспорт - может на охоте серьёзно отвлекаться на посторонние предметы....

Так например - проезжающие вблизи угодий машины, встреченные охотники, огородные чучела (вблизи деревень), да мало ли что .....и реакция такой собаки не всегда предсказуема - может и сбежать. Поэтому тоже считаю, что социализация собаки должна проходить вовремя и чем разнообразнее будет опыт щенка - тем лучше.

Игорь,мы говорим о 1.5 месячном щенке - мамка+сиська + подкормка и кто вперед хавать,повозиться с однопометниками и спать ,вот и вся социализация и ни каких фобий быть не может , вся социализация в руках у будущего хозяина, а в питомнике будет сука или на хозяйском диване- для щенков в таком возрасте -без разницы, при прочих равных по кормлению ..... И выделенное красным -само себе противоречит , потому как, прекрасно натаскать собаку можно только в угодьях с дикой птицей ,а во дворе и т.д. это сделать невозможно.
Опубликовано
  В 30.12.2013 в 19:26, Боб сказал:

Игорь,мы говорим о 1.5 месячном щенке - мамка+сиська + подкормка и кто вперед хавать,повозиться с однопометниками и спать ,вот и вся социализация и ни каких фобий быть не может , вся социализация в руках у будущего хозяина, а в питомнике будет сука или на хозяйском диване- для щенков в таком возрасте -без разницы, при прочих равных по кормлению ..... И выделенное красным -само себе противоречит , потому как, прекрасно натаскать собаку можно только в угодьях с дикой птицей ,а во дворе и т.д. это сделать невозможно.

Так про будущих хозяев я и пишу - взяли щена и в вольер, из вольера в поле - и обратно - И ФСЁ.

Я видел драта (знакомого) воспитанного : вольер - угодья. Приболел он у него как то, повёз хозяин к вету - из машины кое как затолкал дрожащего пса в кабинет, а назад выводил - не доглядел - пёс как рванул с перепугу, еле догнали в конце улицы. А щенка он выбирал самого наглого и ,,борзого,, из всех - на робость и намёка не было.

Не социализированная собака может доставить проблемы в дальнейшем. Об этом и в статье - не будет такая соба полноценным ,,партнёром,, на охоте и компаньоном в быту. И в статье пишется о синдроме питомника - как о некоем ограничении своевременной социализации - остался щен в питомнике подольше остальных - проблемы социализации

  • Экспертная группа
Опубликовано
  В 30.12.2013 в 19:36, Курцик сказал:

Так про будущих хозяев я и пишу - взяли щена и в вольер, из вольера в поле - и обратно - И ФСЁ.

Я видел драта (знакомого) воспитанного : вольер - угодья. Приболел он у него как то, повёз хозяин к вету - из машины кое как затолкал дрожащего пса в кабинет, а назад выводил - не доглядел - пёс как рванул с перепугу, еле догнали в конце улицы. А щенка он выбирал самого наглого и ,,борзого,, из всех - на робость и намёка не было.

Не социализированная собака может доставить проблемы в дальнейшем. Об этом и в статье - не будет такая соба полноценным ,,партнёром,, на охоте и компаньоном в быту.

Тема-"синдром питомника и как следствие проблемы у владельцев" и пофиг откуда ты взял 1.5 месячного щена из питомника или с пуховой перины,при прочих равных по кормлению - я об этом :D ......,а ты о том что после,того как взял :laugh: ..... и ветеринаров все боятся - даже самые наглые и бОрзые :P
Опубликовано
  В 30.12.2013 в 19:55, Боб сказал:

Тема-"синдром питомника и как следствие проблемы у владельцев" и пофиг откуда ты взял 1.5 месячного щена из питомника или с пуховой перины,при прочих равных по кормлению - я об этом :D ......,а ты о том что после,того как взял :laugh: ..... и ветеринаров все боятся - даже самые наглые и бОрзые :P

Полтора месячного - да - пофиг Но в статье то пишут что социализировать щена лучше до 3х мес а 1.5 месячный лучше переносит смену обстановки и т д Да ветеринар ни при чём - пёс трясся как только вышел на улицу - его в помещение клиники еле втолкнули - а на охоте бОрзый - он в привычной обстановке :)
  • Экспертная группа
Опубликовано
  В 30.12.2013 в 20:44, Курцик сказал:

Полтора месячного - да - пофиг Но в статье то пишут что социализировать щена лучше до 3х мес а 1.5 месячный лучше переносит смену обстановки и т д Да ветеринар ни при чём - пёс трясся как только вышел на улицу - его в помещение клиники еле втолкнули - а на охоте бОрзый - он в привычной обстановке :)

Статья -пустышка. Пример: Май- попал хз к какому хозяину, на дворе-как Шарик жил и хз как и чем кормили и работал месяц в сезоне-когда Игорь в тех краях охотился,до четырех лет болтался ни кому не нужный,(но чутье потрясающее)--где вся ваша социализация??- пес прожил четыре года как Шарик под забором...... Нашелся добрый чел.-взял кобла,обогрел ,подлечил ,накормил и пес ожил и работает как надо и от нового папы в поле далеко не отходит,(а раньше уходил будь здоров) и контакт и т.д. и т.п -все на раз появилось ----- ВСЕ от БУДУЩЕГО хозяина зависит!!!! Теоретики, "высасывают проблемы из пальца",а проблем то нет......
  • Экспертная группа
Опубликовано

С последним тезисом я не очень согласен.

Второе - статью написала дама ( Непринцева Е.С.)

И третье - не понятно для чего Ю. Савченко вообще продублировал эту статью.

Опубликовано

Ну со статейкой то можно и нужно поспорить! Имею опыт разведения и выращивания собак. Это в основном лайки. Совершенно не согласен с мнением, что до полутора-двух месяцев у щена не происходит то, что в статье названо "социализацией". Это первые две недели они жрут и спят, но даже и в это время - учатся, даже в плане просто отобрать сиську мамкину у собрата. Как только открылись глаза - активно познают мир и т.д. Если в этом возрасте щен чего-либо боится, напугали или мало ли что за причина - это на всю жизнь, это брак. И все мы знаем, куда девают брак. Заострять не буду. Стабильность психики - она тоже генетически вложена, так же как любопытство, отсутствие страха, способность к обучению и прочее.

Считаю, что все зависит от будущего хозяина, от желания учить и общаться с собакой, от времени, затраченного на обучение пса и общение с ним. Ведь его надо хоть элементарным командам обучить, чтобы хоть понимал он тебя. Иначе - ну будешь ты на него орать типа на место, а собака боится до ссыкоты - да просто не понимает, чего надо от нее. А повышенный тон в голосе хозяина - это даже круче, чем мамка рыкнет... Хозяин то и размером в десяток раз крупнее мамки.

Опубликовано

Я категорически не согласен с предыдущими высказываниями. Отрицание зоопсихологии, как науки, ни к чему хорошему не приведет. Мы в свое время тоже генетику, как науку, отрицали. На березе дуб выращивали, в угоду вождям, подтверждая пролетарское происхождение. Ваши аргументы, единичные случаи из практики, а это далеко не система.

Статья не пустышка, а в полной мере раскрывает весь процесс социализации. Такое чувство, что Вы читаете через строчку. Зациклились на 1,5-ра месячном возрасте и крутитесь вокруг него. Хотя это тоже немаловажно. Я видел у уважающих себя заводчиков Германии рядом с вольером оборудованные выгулы, где есть и небольшой бассейн, и какие-то завалы, масса всевозможных препятствий. Часто можно наблюдать картину в лесопарковой зоне, когда сука с хозяином идет на поводке а весь выводок семенит за ними. Я когда приезжаю брать щенка, в первую очередь обращаю внимание на условия содержания, если щенки сидят в тесном вольере, в грязи (а это часто бывает) я сразу ухожу даже о цене не разговариваю.

Конечно же можно в 8-10 месяцев вытащить собаку из-под сарая, приложить определенные усилия и сотворить из него суперпса. Но, мне кажется, значительно проще будет воспитывать новому хозяину щенка, если у заводчика щен пройдет в раннем возрасте начальные этапы социализации. И к 8-10 месяцам, уж поверьте, будет в разы интиллектуальнее,вытащенного из-под сарая.

И разговор я веду не об единичных добросовестных заводчиках, а об общей массе разведенцев, коих огромное количество (как можно меньше вложить и как можно больше получить, или просто повязав суку "для здоровья").

  В 31.12.2013 в 10:13, ЛИС 61 сказал:

Второе - статью написала дама ( Непринцева Е.С.)

Вот это я немного не понял. Различие по половому признаку, это принципиально? Если бы статью написал господин, Вы бы к тексту по другому относились?

Непринцева Елена Сергеевна — кандидат биологических наук, специалист по поведению животных (зоопсихолог); окончила биологический факультет МГУ им. Ломоносова по специальности "зоология позвоночных"; научный сотрудник отдела научных исследований Московского зоопарка и Института проблем эволюции и экологии им. А.Н.Северцова РАН, инструктор по дрессировке собак РКФ, зоопсихолог.

  В 31.12.2013 в 10:13, ЛИС 61 сказал:

И третье - не понятно для чего Ю. Савченко вообще продублировал эту статью.

А статью я процитировал для начинающих и будущих владельцев щенков. А сейчас вообще крамольную мысль озвучу. Начинать нужно не штудированием литературы по дрессировке и натаске собак, а изучать вопросы зоопсихологии. Нужно учится "ДУМАТЬ ПО СОБАЧЬИ".

А то парень создал тему по воспитанию курцхаара, и посыпались советы, противоречащие друг другу. Совет ведь ничего не стоит, за него никто не несет ответственность. А самое главное советчики-то уверенны в своей правоте, а щенка и в глаза не видели.

  • Экспертная группа
Опубликовано

А что вы так кипятитесь? Я рассуждаю со своей колокольни- как потребитель и мне по фигу где я возьму щена из питомника или с перины и зоопсихологию я как раз ни разу не отрицаю, если вопрос стоит в том, где щен до восьми месяцев будет жить, до того как попадет к хозяину - то тогда с перины лучше ,чем из питомника,но зачем мне щен в восемь месяцев - социализированный и т.д. и т.п. , если мой, взятый вовремя к восьми месяцам уже будет правильно работать и охотиться???? И еще" ДУМАТЬ ПО СОБАЧЬИ" - учиться не надо,надо учиться - "Слышать" собак - понимать их и в этом залог успеха!!! Малому, который тему про курца открыл ,люди - которые понимают в собах, все как один правильный совет дали - " найти спеца и записаться к нему" и даже с указанием -конкретного адреса,но малый пошел своим путем и это его личное дело . И еще -не люблю ТЕОРЕТИКОВ ,которые "штудируют,цитируют и ссылаются" - если у тебя практического опыта нет ,то ты НОЛЬ с цитатами!!! .... и не надо ни чего обсуждать если , кроме как на чужие статьи и цитаты ,опереться больше не на что!!

  • Экспертная группа
Опубликовано

Опять нас всех понесло в разгон...

Статьи, несомненно, читать надо. Только не подготовленный новичок в такой статье скорее запутается, нежели что-то поймет.

А кто уже держал несколько собак, тому такие наставления не нужны.

Что касается автора: мужчина или женщина. Думаю, что мужчина написал бы более конкретнее и доходчивее.

А вообщем, не о чем спорить. Все воспитывают собак по разному, при этом все говорят об одном и том-же, но разными словами.

Нельзя говорить, кто прав, кто не прав. Методы разные, главное, чтобы результат был в виде послушных, рабочих и красивых собак.

Опубликовано
  В 06.01.2014 в 16:11, Боб сказал:

А что вы так кипятитесь? Я рассуждаю со своей колокольни- как потребитель и мне по фигу где я возьму щена из питомника или с перины и зоопсихологию я как раз ни разу не отрицаю, если вопрос стоит в том, где щен до восьми месяцев будет жить, до того как попадет к хозяину - то тогда с перины лучше ,чем из питомника,но зачем мне щен в восемь месяцев - социализированный и т.д. и т.п. , если мой, взятый вовремя к восьми месяцам уже будет правильно работать и охотиться???? И еще" ДУМАТЬ ПО СОБАЧЬИ" - учиться не надо,надо учиться - "Слышать" собак и понимать их и в этом залог успеха!!! Малому, который тему про курца открыл ,люди - которые понимают в собах, все как один правильный совет дали - " найти спеца и записаться к нему" и даже с указанием -конкретного адреса,но малый пошел своим путем и это его личное дело . И еще -не люблю ТЕОРЕТИКОВ ,которые "штудируют,цитируют и ссылаются" - если у тебя практического опыта нет ,то ты НОЛЬ с цитатами!!! .... и не надо ни чего обсуждать если , кроме как на чужие статьи и цитаты ,опереться больше не на что!!

Сергей, ты прав однозначно в том, что щена надо забирать раньше и лепить под себя. Но вопрос то по питомникам (в целом) и по отдельно взятым, недобросовестным заводчикам. С ,,дивана,, может оказаться на самом деле ,,из клетки,, - сейчас это модное решение проблем содержания. У некоторых нет времени всех социализировать (несколько помётов одновременно), некоторые просто не заморачиваются (лишь бы бабло отбить), некоторые щенки просто задерживаются дольше остальных и т.д. Статья обобщённая.

Я не теоретик (в и-нет полез только когда Ладу искал), я практик. Статей никаких ранее не читал, и по книгам не воспитывал.....у меня их всего 2 :) ( Малов и Гусевы), никогда не было клеток, антилаев, ЭШО. Я про них не знал. Собак было своих, и видел много разных. Проблем с воспитанием не испытывал никогда. Но не социализированные вовремя щенки действительно доставляют в дальнейшем проблемы - какие то меньше, какие то больше....

А ,,слушать,, и ,,слышать,, собаку действительно надо. И пока не научишься ,,думать по собачьи,, - собаку не ,,услышишь,, и не ,,увидишь,,. Так что это одно и то же.

  • Экспертная группа
Опубликовано
  В 06.01.2014 в 17:10, Курцик сказал:

Сергей, ты прав однозначно в том, что щена надо забирать раньше и лепить под себя. Но вопрос то по питомникам (в целом) и по отдельно взятым, недобросовестным заводчикам. С ,,дивана,, может оказаться на самом деле ,,из клетки,, - сейчас это модное решение проблем содержания. У некоторых нет времени всех социализировать (несколько помётов одновременно), некоторые просто не заморачиваются (лишь бы бабло отбить), некоторые щенки просто задерживаются дольше остальных и т.д. Статья обобщённая.

Я не теоретик (в и-нет полез только когда Ладу искал), я практик. Статей никаких ранее не читал, и по книгам не воспитывал.....у меня их всего 2 :) ( Малов и Гусевы), никогда не было клеток, антилаев, ЭШО. Я про них не знал. Собак было своих, и видел много разных. Проблем с воспитанием не испытывал никогда. Но не социализированные вовремя щенки действительно доставляют в дальнейшем проблемы - какие то меньше, какие то больше....

А ,,слушать,, и ,,слышать,, собаку действительно надо. И пока не научишься ,,думать по собачьи,, - собаку не ,,услышишь,, и не ,,увидишь,,. Так что это одно и то же.

Игорь ,я тебя теоретиком и не считаю и чес. слово неохота развивать эту тему :blink: .........я сегодня четыре, обалденные работы по красоте и дальности, по курям видел - песня!! -вот это тема!!! :D :D
Опубликовано (изменено)

1

Изменено пользователем Юрий Савченко
Опубликовано

А то милости в наши камыши, я сегодня из своего щенного веймара пинцетом выбирал занозы камыша после трех суппер работ и добора подранков.

  • Экспертная группа
Опубликовано
  В 06.01.2014 в 21:14, Юрий Савченко сказал:

Боб,я Игоря , тоже теоретиком не считаю, но объясните нам, заМКАдовцам, где же Вы,06 января (какие погодные условия и что же это были за куры) четыре, обалденные работы по красоте и дальности, по курям видели. Уже просто интересно.

Где видел? - Раменский район! Погодные условия? -post-12732-0-49365200-1389078391_thumb.j

Что за куры ? -Куропатка серая ! выглядит вот так( фотка от 29.12.2013 так как сезон до 31.12.2013)post-12732-0-90725600-1389078713_thumb.j Место сидки -откуда были подняты КУРЫpost-12732-0-87210400-1389078821_thumb.j. Основания для нахождения в угодьях с коблом дратхаар- путевка заяц-лиса ,до 28.02.2014. Куры работаются - без стрельбы- просто для собы. Надеюсь вопросов больше нет?? :D

Опубликовано
  В 07.01.2014 в 07:17, Боб сказал:

Где видел? - Раменский район! Погодные условия? -post-12732-0-49365200-1389078391_thumb.jpg

Что за куры ? -Куропатка серая ! выглядит вот так( фотка от 29.12.2013 так как сезон до 31.12.2013)post-12732-0-90725600-1389078713_thumb.jpg Место сидки -откуда были подняты КУРЫpost-12732-0-87210400-1389078821_thumb.jpg. Основания для нахождения в угодьях с коблом дратхаар- путевка заяц-лиса ,до 28.02.02014. Куры работаются - без стрельбы- просто для собы. Надеюсь вопросов больше нет?? :D

С Полем!
Опубликовано
  В 07.01.2014 в 07:17, Боб сказал:

Где видел? - Раменский район! Погодные условия?

Что за куры ? -Куропатка серая ! выглядит вот так( фотка от 29.12.2013 так как сезон до 31.12.2013) Место сидки -откуда были подняты КУРЫ Основания для нахождения в угодьях с коблом дратхаар- путевка заяц-лиса ,до 28.02.02014. Куры работаются - без стрельбы- просто для собы. Надеюсь вопросов больше нет??

Вопросов нет. С полем.

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...