vest Опубликовано 25 марта, 2007 Опубликовано 25 марта, 2007 Природные территории и их охрана Роль природных территорий в обеспечении экологического баланса Важнейшее положение современной экологии состоит в том, что экологическая стабильность обеспечивается способностью природных сообществ к саморегуляции и самовосстановлению. Компенсируя внешние воздействия, природные сообщества нейтрализуют нестабильность окружающих территорий, не давая ей распространяться. Это необходимо для обеспечения здоровой среды обитания и успешного развития природопользования - сельского, лесного, охотничьего хозяйства, водоснабжения, полноценного отдыха. Согласно современным представлениям, нашедшим отражение в документах состоявшейся в 1992 г. Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Конвенция по биологическому разнообразию, Повестка дня на XXI век и др.), устойчивое развитие человечества и сохранение многообразия живой природы относятся к необходимым и взаимно обусловленным приоритетам при организации и осуществлении природопользования и иной деятельности. Согласно Конституции Российской Федерации , каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (2002 г.) определяет, что благоприятной может считаться лишь такая окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. К сожалению, способности природных сообществ к самовосстановлению не безграничны: если внешнее воздействие превысит определённый предел, то экосистема разрушится, а территория, где она находилась, сама станет источником экологического дисбаланса. Даже если восстановление экосистемы будет возможно, то обойдётся оно гораздо дороже своевременных мер по её сохранению. Способность природных сообществ к саморегуляции достигается благодаря естественному разнообразию живых существ, приспособившихся друг к другу в результате длительной совместной эволюции. При снижении численности одного из видов его частично освободившуюся экологическую нишу временно занимает экологически близкий к нему вид того же сообщества, не позволяя развиться тем или иным дестабилизирующим процессам. Совсем по-другому обстоит дело, если какой-либо вид выпал из сообщества. В этом случае система "взаимной подстраховки" экологически близких видов нарушается, и часть потребляемых ими ресурсов не используется, то есть возникает экологический дисбаланс. По мере дальнейшего обеднения естественного видового состава сообщества создаются условия для чрезмерного накопления органики, вспышек численности насекомых, вселения чужеродных видов и т. п. Обычно первыми выпадают из природного сообщества так называемые редкие виды, поскольку их редкость обусловлена тем, что они наиболее требовательны к условиям обитания и чувствительны к их изменению. В стабильном сообществе редкие виды должны быть среди всех групп живых организмов. Поэтому присутствие разнообразных редких видов служит показателем сохранности природного биоразнообразия в целом и, таким образом, экологической полноценности природного сообщества. Как известно, биотический круговорот веществ обеспечивают виды, занимающие различные трофические уровни: • продуценты, производящие органическое вещество из неорганического - это, прежде всего, зелёные растения; • консументы первого порядка, потребляющие фитомассу - это травоядные животные, как позвоночные, так и беспозвоночные; • консументы второго и высших порядков, питающиеся другими консументами, например, хищные насекомые и пауки, хищные рыбы, земноводные и пресмыкающиеся, насекомоядные и хищные птицы и млекопитающие; • редуценты, разлагающие отмершую органику - этот процесс обеспечивают, прежде всего, разнообразные микроорганизмы, грибы, а также дождевые кольчатые черви и некоторые другие почвенные беспозвоночные. Изучение полноценных природных сообществ показывает , что редкие виды присутствуют в них на всех трофических уровнях. Наиболее показательно наличие в сообществе жизнеспособных популяций консументов высших порядков: они находятся на вершине трофической пирамиды и, таким образом, их состояние в наибольшей степени зависит от состояния трофической пирамиды в целом. Важной характеристикой любого вида служит размер территории, минимально необходимой для существования его жизнеспособной популяции. Для природоохранных целей можно выделить несколько размерных классов территорий, необходимых для существования жизнеспособной популяции вида. В размерном интервале от отдельной растительной ассоциации до биогеоценоза включительно целесообразно выделить участки следующих размерных классов: I - микробиотопы, отдельные участки растительных ассоциаций, необходимые, например, для грибов, многих растений и беспозвоночных животных; II - сочетание определённых микробиотопов и растительных ассоциаций, необходимое, например, для некоторых растений, для земноводных, пресмыкающихся, стрекоз, многих бабочек; III - биогеоценоз в целом, необходимый для мелких птиц и млекопитающих, наиболее крупных и подвижных насекомых, а из растений - для лесообразующих видов деревьев. Для существования популяций средних и крупных птиц и млекопитающих обычно необходимы территории, существенно превышающие площадь, занимаемую одним биогеоценозом. Для таких территорий мы выделяем следующие размерные классы: IV - группа сходных биоценозов или их сочетаний; V - природные массивы, состоящие из разнообразных биотопов; VI - природные массивы и их комплексы регионального уровня. В условиях преобразования природных территорий наиболее уязвимы виды, которым необходимы территории высших (IV-VI) размерных классов, тем более что большинство этих видов относится к консументам высших порядков. Таким образом, показателем качественной полноценности экосистемы служит всех наличие трофических уровней, причём в пределах каждого трофического уровня присутствуют виды, популяции которых занимают существенно различные экологические ниши и территории различных размерных классов. Условием сохранения средообразующих функций природных сообществ являются межэкосистемные связи, делающие возможным естественное восстановление нарушенных участков за счёт миграции живых организмов с соседних участков, сохранившихся лучше. Тогда они подстраховывают друг друга так же, как и популяции сходных видов в пределах одного сообщества. Будучи функционально взаимосвязанными в пределах региона, природные сообщества образуют природный каркас, на котором держится региональная экологическая стабильность. Поэтому сохранение системы взаимосвязанных природных сообществ, способной к самовосстановлению - это единственный реальный способ поддержания среды обитания людей. В связи с этим отметим важную роль естественных экологических систем России в поддержании глобальной экологической стабильности. Особо важен в этом смысле Великий Евро-Азиатский природный массив - экологически непрерывный ряд малоизменённых природных сообществ, протянувшийся от Фенноскандии до Дальнего Востока. К сожалению, интенсивное освоение этого уникального природного массива вызывает тревогу. С другой стороны, хотя центр и юг Русской равнины, Кавказ, Урал, юг Западной Сибири относятся к староосвоенным регионам, однако и здесь сохранились крупные ценные природные территории, поддерживающие качественно полноценные природные сообщества. Охраняемые природные территории мира По состоянию на начало 2005 г., во Всемирной базе данных об охраняемых природных территориях содержится 108786 записей. Общая площадь этих территорий выросла с 3 миллионов квадратных километров в 1970 г. до более чем 20 миллионов квадратных километров в 2004 г. Стремительный рост числа и площади охраняемых природных территорий призван компенсировать возрастающее влияние человечества на среду своего обитания. Охраняемым природным территориям уделено особое внимание в Конвенции о биологическом разнообразии (КБР) - глобальном соглашении о сохранении и устойчивом использовании живой природы. Согласно КБР, охраняемые природные территории жизненно необходимы для сохранения мировых природных ресурсов и культурных ценностей. Их значение состоит как в сохранении природных местообитаний и связанных с ними флоры и фауны, так и в поддержании экологической стабильности прилегающих территорий. Охраняемые природные территории создают возможности для развития сельских районов, рационального использования заброшенных земель, роста доходов и занятости населения, научных исследований и мониторинга, экологического образования, рекреации и туризма. Седьмая Конференция Сторон КБР приняла в 2004 г. Программу работ по охраняемым природным территориям, предусматривающую формирование целостных, представительных и эффективно управляемых общегосударственных и региональных систем охраняемых природных территорий на суше к 2010 г. и на море к 2012 г. Всемирный союз охраны природы (МСОП) разработал следующую классификацию охраняемых природных территорий: Ia - строгий природный резерват (Strict Nature Reserve) - строгая охрана в сочетании с изучением территории; Ib - территория дикой природы (Wilderness Area) - строгая охрана практически без посещения территории; II - национальный парк (National Park) - сохранение экосистем при публичном доступе на отдельные участки в рекреационных целях; III - памятник природы (Natural Monument) - сохранение отдельных природных объектов; IV - территория управления видами или местообитаниями (Habitat / Species Management Area) - сохранение экосистем или отдельных видов посредством активного управления, в том числе в процессе природопользования; V - охраняемый ландшафт (Protected Landscape / Seascape) - поддержание сухопутных или приморских ландшафтов в природоохранных и рекреационных целях; VI - управляемая ресурсная территория (Managed Resource Protected Area) - устойчивое использование природных ресурсов. Конвенция о защите Всемирного культурного и природного наследия определяет систему выявления и сохранения объектов выдающейся ценности мирового уровня. По состоянию на июнь 2005 г., в Список Всемирного наследия было включено 160 участков природного наследия и 24 участка природно-культурного наследия. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, сфокусирована на болотах и водоёмах, включённых в Список водно-болотных угодий международного значения с точки зрения экологии, ботаники, зоологии, лимнологии или гидрологии. По состоянию на июнь 2005 г., в указанный Список внесено 1458 водно-болотных угодий общей площадью 125,4 млн. га. Под эгидой программы ЮНЕСКО "Человек и Биосфера" (MAB) с 1983 г. развивается концепция биосферных резерватов как территорий, управление которыми позволяет совместить решение глобальных и региональных задач охраны природных и полуприродных территорий с местными потребностями природопользования. По состоянию на июнь 2005 г. сеть биосферных резерватов включает 482 резервата в 102 странах. Большинство из них созданы на основе национальных парков и строгих резерватов (заповедников). Существенной проблемой территориальной охраны природы является фрагментация (дробление) природных ландшафтов населёнными пунктами, полями, транспортными магистралями, линиями электропередач и т. п. Известно, что в изолированных природных резерватах, как на небольших островках в "океане" преобразованных территорий, происходит обеднение фауны и флоры, а устойчивость природных сообществ снижается. Методическую основу предотвращения последствий фрагментации природных ландшафтов составляет разработанная в последние десятилетия концепция экологической сети, или экологического каркаса. Принцип экологической сети состоит в том, чтобы избежать отрицательных последствий дробления природных территорий путём обеспечения экологических связей между ними. Экологическая сеть состоит из следующих основных функциональных компонентов: • Ключевые территории (core areas), обеспечивающие оптимально достижимое качество и количество экологического пространства для сохранения наиболее важных природных объектов; • Транзитные территории, обеспечивающие связь между ключевыми территориями через линейные элементы ландшафта ("коридоры" - corridors), фрагменты местообитаний ("островки" - stepping stones) или связующий ландшафт (landscape matrix); • Буферные территории ("буферные зоны" - buffer zones), защищающие ключевые и транзитные территории от потенциально опасных внешних воздействий; • Участки экологической реставрации (restoration zones), выделяемые для восстановления того или иного функционального компонента экологической сети. Для защиты природных территорий и экологических связей между ними могут быть эффективны не только правовые нормы, но и иные меры, например - экономические стимулы, соглашения с природопользователями и т. д. В обеспечении функционирования экологических сетей особенно велика роль гражданского общества, в том числе природопользователей, местного населения и общественности. Третья Конференция министров "Окружающая среда для Европы" (София, 1995 г.) поставила задачу формирования Панъевропейской экологической сети в масштабах всей Северной Евразии . Благодаря хорошо сохранившемуся естественному биоразнообразию, природные территории России должны занять ведущее место в Панъевропейской экологической сети. Природно-заповедный фонд России Политической основой развития системы охраняемых природных территорий в России служит Экологическая доктрина РФ, ставящая, в том числе, следующие задачи: • создание и развитие особо охраняемых природных территорий (ООПТ) разного уровня и режима, формирование на их основе, а также на основе других территорий с преобладанием естественных процессов, природно-заповедного фонда России в качестве неотъемлемого компонента развития регионов и страны в целом, сохранение уникальных природных комплексов; • сохранение и восстановление целостности природных систем, предотвращение их фрагментации; • сохранение и восстановление природного биологического разнообразия и ландшафтов на хозяйственно освоенных и урбанизированных территориях. Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" (2002 г.), ООПТ и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации. Запрещается деятельность, ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое значение и находящихся под особой охраной. Естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию, подлежат охране в первоочередном порядке. Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (1995 г.) относит ООПТ к объектам общенационального достояния и предусматривает следующие категории ООПТ: • государственные природные заповедники (федерального значения), соответствующие категориям МСОП Ia и Ib; • национальные парки (федерального значения), соответствующие категории МСОП II; • природные парки (регионального значения), соответствующие категориям МСОП II или V; • государственные природные заказники (федерального или регионального значения), соответствующие категориям МСОП IV или VI; • памятники природы (федерального или регионального значения), соответствующие категории МСОП III; • дендрологические парки и ботанические сады (федерального или регионального значения), обычно представляющие собой коллекции живых растений вне свойственных им природных территорий; • лечебно-оздоровительные местности и курорты (федерального, регионального или местного значения), соответствующие категории МСОП VI. Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории ООПТ (территории, на которых находятся зелёные зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие). Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (1995 г.) предусматривает, что для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, природные лечебные ресурсы которых связаны с недрами, устанавливаются округа горно-санитарной охраны, для прочих лечебно-оздоровительных местностей и курортов - округа санитарной охраны. Согласно Лесному Кодексу РФ (1997 г.), в лесном фонде выделяются, в том числе, леса первой группы, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных функций. Предусмотрено более 20 категорий защитности лесов первой группы. В лесах всех групп могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и др.), где может быть запрещено применение рубок главного пользования. Водный Кодекс РФ (1995 г.) предусматривает ограничение использования особо охраняемых водных объектов (ООВО) - природных водных экосистем, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. ООВО (водно-болотные угодья, зоны охраны истока или устья водных объектов и некоторые другие) могут быть отдельными ООПТ либо входить в их состав. Помимо этого, для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны, а в пределах водоохранных зон - прибрежные защитные полосы. Закон РФ "О недрах" (1992 г.) предусматривает образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости). Управление государственными природными заповедниками, национальными парками и заказниками федерального значения осуществляют специально создаваемые для этого администрации данных ООПТ. Как правило, создаются администрации природных парков, а также дендрологических парков и ботанических садов. В некоторых случаях специальный штат имеют заказники регионального значения, преимущественно - охотхозяйственного направления. Имеются положительные, но пока немногочисленные примеры создания региональных (объединённых) администраций для управления региональными ООПТ. Подавляющее большинство ООПТ регионального значения и, тем более, охраняемые природные территории, создаваемые в соответствии с законодательством о лесе, о воде и о недрах, специального штата не имеют. Соблюдение их режима должно обеспечиваться теми юридическими или физическими лицами, в ведении которых находятся соответствующие земельные участки. Например, обеспечение соблюдения режима охраняемых природных территорий на землях лесного фонда возлагается на органы лесного хозяйства. По состоянию на 1 января 2004 г., сеть ООПТ Российской Федерации включает в себя 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,7 млн. га, 35 национальных парков (7,0 млн. га), 54 природных парка (15,3 млн. га), более 2900 заказников (85,3 млн. га), более 9000 памятников природы и ООПТ других категорий (4,1 млн. га), 144 лечебно-оздоровительных местности (2,0 млн. га), 156 ботанических садов и дендрологических парков (12,5 тыс. га). Около 800 объектов объявлено ООПТ на муниципальном уровне. ООПТ России входят в состав 8 участков всемирного наследия. По состоянию на июнь 2005 г. в России насчитывается 35 водно-болотных угодий международного значения общей площадью 11,411 млн. га (в пределах ООПТ - около 5,3 млн. га), а также 37 биосферных резерватов общей площадью 13,7 млн. га. Существующая сеть ООПТ охватывает все регионы РФ, в большинстве из которых есть хотя бы один заповедник или национальный парк. Существенные по площади территории занимают водоохранные зоны рек, озёр и других водоёмов, а также леса различных категорий защитности и другие охраняемые лесные территории. Не менее 75 музеев-заповедников включают в свои территории природные ландшафты и объекты, представляющие значительную природоохранную ценность. Градостроительным Кодексом РФ (2004 г.) предусмотрены зоны охраны памятников истории и культуры, где запрещается или ограничивается деятельность, причиняющая вред объектам историко-культурного наследия, ООПТ, окружающей природной среде или ухудшающая их состояние и нарушающая их целостность и сохранность. Разнообразные охраняемые природные территории могут быть основой формирования Экологической сети России. Функции ключевых территорий могут выполнять большинство ООПТ федерального значения, а также многие ООПТ регионального и местного значения. Водоохранные зоны рек, некоторые категории защитности лесов I группы и другие виды охраняемых природных территорий, принятые в законодательстве России, в ряде случаев могут выступать в качестве транзитных и буферных территорий. Ряд ООПТ имеют охранную зону в качестве специально защищённой буферной территории. Законодательство о земле, о воде, о лесе, о недрах предусматривает в соответствующих случаях рекультивацию нарушенных земель, в том числе - восстановление на них природных сообществ. Министерство природных ресурсов РФ утвердило "Основные направления государственной политики по развитию системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года" (Приказ МПР от 22. 04. 2003 № 342). В этом документе, в частности, поставлены задачи развития географической сети ООПТ, совершенствования правовой базы территориальной охраны природы и др. "Основные направления…" предполагают интеграцию федеральных ООПТ в социально-экономическое развитие регионов, в том числе в качестве центров региональной системы охраняемых природных территорий. Предусмотрено расширение участия федеральных ООПТ в реализации Панъевропейской стратегии в области биологического и ландшафтного разнообразия, КБР и др. международных конвенций. Охраняемые природные территории Рязанской области Согласно официальному научному и справочному изданию "Природно-заповедный фонд Рязанской области" (2004), по состоянию на 1 января 2004 г. в существующую на территории Рязанской области сеть охраняемых природных территорий входят Окский государственный природный биосферный заповедник, национальный парк "Мещёрский", государственный природный заказник федерального значения "Рязанский", заповедный лесной участок "Раменская роща", ООПТ регионального значения - 48 государственных природных заказников и 100 памятников природы, особо ценные лесные массивы в пределах водоохранных зон водных объектов, вдоль водоёмов, заселённых бобрами, вокруг глухариных токов и на медоносных участках леса, а также охранные зоны заповедника, национального парка и некоторых региональных ООПТ. Территории заповедника и национального парка отнесены к водно-болотному угодью международного значения "Пойма реки Ока и участок поймы реки Пра в пределах национального природного парка "Мещёрский" (Рязанская область)". Природоохранное значение Государственного музея-заповедника С. А. Есенина существенно возрастёт после полной реализации схемы его развития и преобразования его в государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник. Общая площадь заповедника, национального парка, заказников и памятников природы, с учётом перекрывания некоторых ООПТ между собой, составляет более 370 тыс. га, в том числе на заказники и памятники природы регионального значения приходится 177 тыс. га. Площадь ООПТ составляет более 9 % от площади Рязанской области. Оценка этого показателя должна учитывать структуру угодий в пределах ООПТ, целевое назначение ООПТ и установленный природоохранный режим. Заповедник, национальный парк, федеральный заказник и большинство региональных ООПТ организованы для решения разнообразных задач сохранения биологического и связанного с ним ландшафтного разнообразия и, тем самым, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и поддержания регионального экологического равновесия. Значение некоторых памятников природы определяется, прежде всего, их неповторимостью, важной для сознания и духовной культуры людей. Девять заказников регионального значения общей площадью около 138 тыс. га имеют охотхозяйственное направление, в связи с чем предусматривают специальные меры по воспроизводству и увеличению численности лишь охотничьих животных. Фактически большинство из них являются местами обитания видов живых организмов, занесённых в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Рязанской области. Пять памятников природы созданы специально с целью сохранения ценных геологических и палеонтологических объектов, два памятника природы сохраняют рукотворные гидрологические объекты (крупные старинные пруды - Ермишинский и Сынтульский). Памятник природы Ерлинский парк-дендрарий фактически является памятником садово-паркового искусства, в связи с чем требует специальных мер по поддержанию его в состоянии, отличном от окружающих природных территорий. Все расположенные в Рязанской области ООПТ регионального значения организованы без создания специального юридического лица для обеспечения их функционирования. В большинстве случаев обеспечение охранного режима возлагается на юридических лиц - собственников, владельцев или пользователей соответствующих земельных участков, по согласованию с ними. У охраняющей организации, как правило, отсутствует специальный штат для охраны ООПТ. ООПТ размещены по территории области неравномерно. В Мещёрском полесье площадь ООПТ составляет около 210 тыс. га. Типичные для Мещёры экосистемы наиболее полно представлены в Окском заповеднике и национальном парке "Мещёрский". На Окско-Цнинском плато и Цнинско-Мокшинской равнине площадь обеспеченных охраной ценных территорий, характеризующих зональные подтаёжные комплексы, равна всего 1085 га. Крайне актуально создание Кадомско-Мокшинского заказника, спроектированного к западу и юго-западу от Кадома. Именно здесь сохранились наиболее крупные и богатые по составу естественной растительности смешанные елово-дубово-липовые леса и остепнённые боры. Участки широколиственных и смешанных лесов охраняются на нескольких небольших ООПТ общей площадью 4556 га. Общая площадь ООПТ, представляющих лесостепные комплексы, включая остепнённые дубравы, остепнённые луга, лугово-степные сообщества, петрофитные группировки (сформировавшиеся на карбонатном субстрате), составляет 6932 га. 13 памятников природы общей площадью 1860 га в основном представляют собой участки дубрав, характерных для лесостепной зоны. Безлесные лугово-степные урочища вошли в границы нескольких заказников и памятников природы общей площадью всего 619 га. Экстразональная растительность болот и примыкающего к ним леса в зоне широколиственных лесов охраняется в пределах нескольких памятников природы общей площадью 476 га. В долине Оки, а также в долинах Мокши, Цны, Выши, Пары, Рановы, взято под охрану несколько крупных природных комплексов, представленных широколиственными лесами на склонах коренных берегов, пойменными дубравами, разнотравно-злаковыми лугами, низинными болотами и старичными озёрами. Площадь этих ООПТ составляет 15936 га. В целом весь рязанский участок окской долины имеет международное значение как уникальное водно-болотное угодье. Пять объектов в долине Оки (обнажения горных пород каменноугольного, юрского, мелового периодов и четвертичные отложения) объявлены геологическими памятниками природы. Некоторые из них ценны для сохранения также и других элементов долинных ландшафтных комплексов, в том числе характерных растительных сообществ (лугов, ольшаников) с редкими видами растений. На ООПТ представлены практически все основные типы природных комплексов, имеющиеся в области, однако наблюдается резкое несоответствие высокой степени нарушенности растительного покрова на правобережье Оки в пределах Среднерусской возвышенности и Окско-Донской равнины и незначительной площади урочищ, защищённых статусом ООПТ. Многие островные участки лесной растительности в южной половине области отнесены к лесам первой группы. Это несколько компенсирует отмеченный выше дисбаланс, однако луговые и степные участки очень слабо обеспечены охраной. В пределах ООПТ находится 56 % всех известных локальных популяций редких видов растений Рязанской области, в том числе все локальные популяции 36 крайне редких видов, для которых известно одно или два местонахождения. В то же время, места произрастания 12 крайне редких видов растений на ООПТ не попали. Охраной на ООПТ обеспечены оба вида лишайников и все 11 видов грибов, занесённых в Красную книгу Рязанской области. На ООПТ представлены все шесть видов паукообразных, охраняемых в Рязанской области, 4 из 9 охраняемых видов моллюсков, 82 из 104 охраняемых видов насекомых. Охраной не обеспечены 15 из 45 охраняемых видов беспозвоночных, представленных в Рязанской области лишь одной популяцией. На ООПТ отмечены 27 из 31 вида млекопитающих, 74 из 78 видов птиц, все три вида пресмыкающихся, оба вида земноводных, занесённых в Красную книгу Рязанской области. В то же время, у многих крупных и подвижных животных (бурый медведь, рысь, большинство дневных хищных птиц, многие совы, серый журавль и т. д.) на ООПТ находятся лишь ключевые места обитания, а для полноценного обеспечения сохранения жизнеспособных популяций этих видов необходимо поддержание мест их обитания также и вне ООПТ. На ООПТ зарегистрированы один из двух видов круглоротых и не менее 11 из 23 видов рыб, занесённых в Красную книгу Рязанской области и фактически обитающих в водоёмах Рязанщины. Однако водные животные, особенно - рыбы и круглоротые, обычно зависят от состояния всего водосборного бассейна населённого ими водоёма. Следующим этапом развития и укрепления территориальной охраны природы в регионе должно стать формирование экологического каркаса Рязанской области как единой системы экологически взаимосвязанных природных территорий. Это позволит наиболее эффективно обеспечить сохранение способности природных сообществ к поддержанию регионального экологического равновесия при одновременном устойчивом развитии социально-экономической сферы. К дальнейшим задачам развития региональной системы охраняемых природных территорий относятся: 1. Обеспечение сохранения природного комплекса долины Оки в пределах всей области. 2. Скорейшее создание Кадомско-Мокшинского заказника в соответствии с подготовленным и согласованным положением о нём. 3. Формирование экологического каркаса в окрестностях Рязани и других крупнейших населённых пунктов, в частности образование на территории Солотчи и её окрестностей лечебно-оздоровительной местности регионального значения, находящейся под административно единым управлением. Это будет содействовать созданию физиологически и психологически нормальной среды жизни горожан и обеспечению их краткосрочного загородного отдыха. 4. Проектирование и создание природного парка в долине Осетра в Рыбновском районе, а также организация специализированной природно-рекреационной территории (возможно - также природного парка) в крупных лесных массивах между окрестностями Солотчи и национальным парком "Мещёрский". 5. Проектирование и создание природного парка в Милославском районе, что позволит обеспечить не только отдых, но и развитие познавательного туризма, чему способствует наличие ценных природных, культурно-исторических и историко-мемориальных объектов. 6. Проектирование и создание ООПТ в выявленных, но ещё не взятых под охрану местах обитания видов живых организмов, занесённых в Красную книгу Рязанской области. 7. Выявление и обеспечение охраной мест обитания живых организмов, занесённых в Красную книгу Рязанской области и служащих индикаторами высокой степени сохранности природных сообществ и их способности к саморегуляции. Наиболее актуальна эта работа в таких фрагментарно обследованных районах, как Ермишинский, Захаровский, Путятинский, Пителинский, Чучковский, Пронский, Новодеревенский, Ухоловский, Сапожковский, Старожиловский. 8. Проектирование транзитных и буферных территорий, обеспечивающих экологические связи между ООПТ и защищающих их от непосредственного неблагоприятного внешнего воздействия. 9. В организационном плане целесообразно: • создание в Рязанской области объединённой администрации ООПТ регионального значения, обеспечивающей координацию деятельности охраняющих организаций и самостоятельно организующей неотложные природоохранные мероприятия; • выделение охраняющим организациям дополнительных средств на проведение наиболее важных природоохранных мероприятий; • вовлечение активистов охраны природы и неправительственных организаций в деятельность по контролю состояния и обеспечению функционирования наиболее нуждающихся в этом ООПТ и координация этой деятельности, развитие Сети хранителей природного наследия Рязанской области. Эколого-просветительская функция ООПТ В соответствии с упомянутыми выше "Основными направлениями…", эколого-просветительская деятельность на ООПТ призвана, в первую очередь, формировать у широких слоёв российского общества понимание современной роли ООПТ в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия как основы функционирования биосферы, а также их места в социально-экономическом развитии регионов. Системная организация этой деятельности возможна при решении следующих задач: • формирование научно-обоснованной базы для ведения эколого-просветительской работы; • организация целенаправленной систематической работы со всеми основными группами населения в каждом конкретном регионе; • организация работы с посетителями ООПТ; • обеспечение тесного сотрудничества с образовательными учреждениями, органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации, другими заинтересованными организациями; • содействие в профессиональной подготовке специалистов соответствующего профиля; • участие в создании единого информационного пространства, обеспечивающего обмен эколого-просветительской информацией и опытом работы; • совершенствование и повышение роли текущего и перспективного планирования в организации эколого-просветительской работы; • формирование необходимой организационной и материально-технической базы эколого-просветительской деятельности; • постоянное развитие и укрепление методической базы для проведения эффективной эколого-просветительской работы на современном уровне, аккумулирование соответствующего отечественного и зарубежного опыта, а также разработка собственных методических материалов. Вовлечение населения в природоохранные мероприятия должно быть неотъемлемой частью эколого-просветительской работы, связанной с ООПТ. Показателем успешного решения эколого-просветительских задач ООПТ является готовность населения практически содействовать осуществлению их природоохранных функций.
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти