Перейти к содержанию
Форум охотников России

ПРИКЛАДИСТОСТЬ и БАЛАНС ОХОТРУЖЬЯ


Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Как определить прикладистость и баланс ружья

Знать устройство основных частей дробового ружья необходимо, но этого мало — нужно еще иметь представление и о других качествах ружья, о его прикладистости и балансе

Прикладистость ружья.

Под прикладистостью ружья подразумевается его удобство для производства в короткий срок меткого выстрела по быстро движущейся цели. У прикладистого ружья средняя точка центров осыпей дробового снаряда серии выстрелов, произведенных быстрыми прицельными вскидками, должна проходить через точку прицеливания (центр цели). Прикладистость ружья зависит от соответствия размеров ложи телосложению стрелка. Ружье, прикладистое одному стрелку, может быть вовсе неприкладистым другому. Таким образом, Прикладистость есть индивидуальное качество, т. е. пригодность данного ружья данному стрелку. Практически прикладистым следует называть такое ружье, из которого охотник легко попадает в быстро движущуюся цель, вскидывая ружье к плечу и не поправляя его, чтобы совместить прицельную линию с линией прицеливания. Прикладистость проверяется быстрыми прицельными вскидками ружья по какой-либо мишеньке. Если отклонения от точки прицеливания более Или менее одинаковы и направлены в одну строну, то вероятнее всего, что ошибка зависит не от стрелка, а от ружья. Прикидки по точке прицеливания (мишеньке) для проверки прикладистости следует производить не менее 50 раз. После предварительной проверки прикладистости вскидками по мишеньке производится окончательная проверка прикладистости данного ружья данному стрелку — стрельбой по специальным мишеням. Точно определить соответствие размеров ложи телосложению стрелка помогает пробная ложа. С помощью шарниров у нее можно изменить не только погибы вверх, вниз и в стороны, но и длину и высоту гребня. Стрелку при проверке прикладистости ружья вскидками или выстрелами следует пользоваться способом стрельбы с видимой планкой (целиться под яблоко).

Определение прикладистости ружья стрельбой производится таким образом:

1) в 10 м от дульного среза ружья, примерно на уровне головы стрелка, вешают лист бумаги размером М м с начерченными на нем мишеньками, так чтобы центр листа приходился на уровне глаз стрелка;

2) стрелок становится так, чтобы ему было удобно стрелять в направлении мишени, заряжает ружье одним патроном в правый ствол и берет его на изготовку;

3) его товарищ или инструктор называет номер мишеньки: “первая” или “третья” и т. д.;

4) стрелок как можно быстрее вскидывает ружье и стреляет в темный четырехугольник, расположенный ниже центра мишеньки;

5) затем он снова заряжает ружье и стреляет по другой мишеньке, номер которой ему назовут. При этом стрелок руководствуется следующими правилами:

а) производит выстрел после команды как можно быстрее;

6) не делает поправок даже в том случае, когда центр осыпи предыдущего выстрела отклонился от центра мишеньки;

в) долго не прицеливается, а стреляет способом навскидку;

г) отнимает левую руку от стволов ружья после каждого выстрела и снова берется за стволы или конец цевья в одном и том же месте;

д) номера мишенек называются стрелку не по порядку, а в любой последовательности.

Например, 2, 3, 4, 1 или 5, 1, 3, 2 и т. п; е) по последней мишеньке стрельбу не производят, так как стрелок может выцеливать ее. Таким образом производят стрельбу по пяти листам или по 20 мишенькам.

Очень важно, чтобы отстрел производился в один и тот же день, без длительного перерыва между выстрелами.

После отстрела мишеньки обрабатывают:

1) находят центр осыпи, измеряют отклонение центра осыпи от центра мишеньки и наносят точку попадания на такую же чистую мишеньку, способом координат;

2) определяют среднюю точку попадания всех 20 выстрелов;

3) определяют положение средней точки попаданий по отношению к центру мишеньки и по величине расхождения их судят о прикладистости ружья.

Если средняя точка попаданий (СТП) лежит вправо от центра мишеньки, это означает, что велик боковой отвод; а если во время стрельбы было замечено сваливание ружья вправо, то, кроме того, велик и отвод в пятке приклада.

Если средняя точка попаданий расположена влево от центра мишеньки — мал боковой отвод; а при сваливании ружья во время стрельбы влево — мал и отвод в носке приклада.

Расположение средней точки попадания ниже центра мишеньки означает, что велик вертикальный погиб ложи. Исправление этого дефекта частично достигается путем изменения формы затыльника ложи (увеличением его в носке). Короткая ложа дает расположение средней точки попадания вправо от центра мишеньки. Во время вскидок также наблюдаются случаи сваливания ружья вправо, т. е. почти та же картина, что и при большом отводе ложи в сторону. Если средняя точка попаданий лежит выше центра мишеньки, — ложа пряма и мал вертикальный погиб. В этом случае, при незначительном отклонении, бывает достаточно устранить дефект, нарастив ложу в пятке приклада. После проверки степени прикладистости ружья данному стрелку необходимо сделать все исправления ложи, а не приучать себя стрелять из неприкладистого ружья.

Баланс.

Под понятием “баланс ружья” подразумевается положение его центра тяжести. Ружье со значительным перевесом на стволы при вскидке ложится ниже намеченной точки прицеливания. А ружье с утяжеленным прикладом, наоборот, высит. У правильно изготовленного ружья для траншейного или круглого стенда, а также у охотничьих ружей высокого разбора центр тяжести находится в 42—50 мм* от казенного среза стволов (около шарнирного болта). В охотничьих дробовых ружьях валового выпуска центр тяжести находится в 55—65 мм от казенного среза стволов.

Источник: Журнал "Калибр" за 2002г.

  • 11 месяцев спустя...
Опубликовано

вот еще полезное для прочтенhttp://www.piterhunt.ru/Library/generozov/pulya/11.htmия=))

  • 1 год спустя...
Опубликовано

Конечно все это теория,но все равно интересно:

Бутурлин предлагал следующие способы определения баланса и посадистости-

Б=Мр:Мс   (баланс равен масса ружья деленная на массу стволов)

Норма по Бутурлину Б=2,0-2,2

П=Мкл.:(Мц.+Мс.)   (посадистость равна масса колодки с прикладом деленная на сумму масс стволов и цевья)

Норма по Бутурлину П=1

Длинна ложи:

от 1-го спуска до середины затыльника:длинна от локтевого сгиба до конца указательного пальца минус 22мм.

от 1-го спуска до носка ложи:длинна от локтевого сгиба до конца указательного пальца плюс 10мм

от 1-го спуска до пятки ложи:длинна от локтевого сгиба до конца указательного пальца плюс 5мм.

Может кому интересно. :)

  • Экспертная группа
Опубликовано

При выборе охотничьего оружия следует обязательно учитывать прикладистость,баланс и посадистость ружья.

Прикладистость-это соответсвие размерови формы ружья телосложению стрелка. Прикладистым называют ружьё. которое при вскидке к плечу находитсья втаком положении. что глаз охотника оказывается на одной линиис планкой и мушкой.Стволы такого прикладистого ружья при вскидке легко направить в цель,что облегчает стрельбу по движущимся животным. Стволы же неприкладистого ружья ложатся выше или ниже цели,а иногда смотрят в сторону. Поэтому прежде чем сделать выстрел,приходится исправлять положение ружья,на это тратится лишнее время.При стрельбе по быстролетящей птице,когда выстрел должен быть сделан за 0,6-1секунду,такая поправка обычно приводит к промаху.Прикладистость ружья зависит от длины и степени вертикального изгиба шейки ложи,а также от величины бокового отвода ложи.Стрелку с длинной шеей нужна ложа с большим вертикальным изгибом шейки,широкогрудому охотнику-с большим боковым отводом;человеку с длинными руками требуется и более длинная ложа.

При визуальном определении прикладистости вскидку ружья делают с закрытыми глазами и затем,открывая их,проверяют положение глаз относительно прицельной линии.Если при этом стволы ружья смотрят вниз,так что не видно мушки,то значит-велик вертикальный изгиб шейки ложи; если стволы смотрят влево,то оказывается мал боковой отвод,а если вправо-боковой отвод велик.

Чтобы узнать,подходит ли ложа по длине,поступают следующим образом.Сгибают правую руку в локте под прямым углом и ставят ружьё затылком приклада на бицепс у локтевого сгиба; шейку ложи охватывают правой кистью и накладывают указательный палец на передний спусковой крючок.Если палец ложится на спусковой крючок передней фалангой или первым сусутавом,-длина ложи соответсвует длине руки.Когда палец охотника не достаёт до спускового крючка,ложа ружья оказывается длинной, а если ложится второй фалангой,-короткой.

Приобретать неприкладистое ружьё не следует,так ка при стрельбе по летящей птице будет очень много промахов.Кроме того,при слишком короткой ложе большой палец правой руки при отдаче будет повреждать верхнюю губу стрелка.

Баланс-это расположение центра тяжести ружья.Его находят, уравновешивая ружьё на поперечно расположенной планке.Нужно, чтобы центр тяжести ружья распологался не далее 70мм от казённого среза стволов(впереди). Иначе будет трудно управлять ружьём при стрельбе по подвижной цели.Баланс ружья определяется также отношением общего веса ружья к весу стволов без цевья.В норме это отношение равно2,00-2,20.Уменьшение этого показателя говорит о плохом балансе ружья.

Посадистым называется ружьё, у которого основной вес сосредоточен в передней части ружья;средняя часть ружья при стрельбе распологается между руками, а концы ружья-стволы и приклад-значительно легче по весу.Чем тяжелее стволы и приклад, тем менее посадисто ружьё, и тем труднее вскидывать ружьё к плечу и напрвлять его в цель.

                                    ОХОТА(карманный справочник)  Е.В.Кудрявцев

                                     Издательство" Лесная промышленность"

                                                        Москва 1970 

  • 9 месяцев спустя...
Опубликовано

Посмотрят, почитают может молодые охотники, а может и тот кто думает им стать.

Вдруг чего и намотают на ус :lol:

Привыкание к ружью.

А.АЗАРОВ

Ружье — вещь особая. По своему внутреннему эмоциональному воздействию на человека оно несравнимо с другими вещами. Настоящие любители оружия считают, что у ружья есть душа. Помните, что для знаменитого профессионального охотника Д. Хантера было праздником даже вынуть дробовое ружье Перде из футляра.

Русский писатель В. Астафьев пишет, что в межсезонье надо брать ружье хоть изредка, чтоб оно не обиделось. У ружья есть душа. Душа ранимая, привязчивая. При чистке он любит поговорить с ним. А иначе и нельзя. Оно трудно переносит измену. Многие охотники утверждают, что, перестав брать на охоту свое старое ружье, охота часто не задается. Много промахов и неудач случается с новым ружьем. В практическом смысле это легко объяснить. Дело в том, что привыкание к ружью происходит не сразу. Каждый человек имеет свою неповторимую комплекцию, моторику. У каждого свой вес, рост, длина руки, осанка, походка. Конкретно для прикладистости ложи важны параметры: длина руки от локтевого сгиба до конца указательного пальца, расстояние от глаза до ключицы, ширина груди, расстояние от глаза до скулы. У каждого своя манера стрельбы.

Несколько облегчается вопрос для спортсменов-стендовиков. Мастер подгоняет ложу индивидуально каждому стрелку. И тем не менее есть много примеров, когда, сменив ружье (на подобное) непосредственно перед соревнованием, спортсмен не может показать свой обычный высокий результат. Казалось бы, у этого ружья все параметры идентичны: модель, вес, калибр, погиб ложи, боковой отвод, баланс, посадистость, но появляется ощущение чего-то непривычного. Иногда даже необъяснимое... К примеру, несколько иной овал шейки ложи, другие блики от коробки, другой характер хода спускового крючка, другие звуки при переламывании ружья. Многие спортсмены утверждают, что полное привыкание к новому ружью происходит в течение нескольких лет (2—3 года). Не зря ружье не советуют часто беспричинно менять. Это вещь долгосрочная. При умелой, бережной эксплуатации оно верно служит несколько десятков лет. С ним могут охотиться несколько поколений. Оно может переходить от отца к сыну, от деда к внуку...

Иногда родственники начинающего охотника, беспокоясь за него, спрашивают: очень ли опасно обращаться с ружьем? Вопрос сложный. Конечно, ружье само по себе — источник повышенной опасности. На этот вопрос я отвечаю всегда одинаково: «Не опаснее для здоровья и жизни человека, чем перебегать Невский проспект в часы пик вне зоны пешеходного перехода».

Ружье, конечно, требует особой осторожности при обращении с ним, постоянного внимания, элементарного соблюдения мер безопасности. Легче всего привыкать к нему, учиться обращаться с ним с детства (с подросткового возраста) под неустанным контролем взрослых. Да и настоящими охотниками, как правило, становятся с детства. Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь, кроме того, именно с детского возраста легче всего чему-либо обучиться. В этом возрасте еще отсутствует противодействие обучаемого. Главное, чтобы наставник оказался сам толковым. Если же он будет учить смешивать дымный порох с бездымным, чтобы выстрел был «злее», бить в лесу во все, что шевелится, стрелять из гладкостволки пулей, не прокатывающейся через дульное сужение (чтобы пуля «размазывалась» по стволу и била как из штуцера), легко представить, чему он научит мальчишку... Самое главное, что впоследствии такого «стрелка» трудно переучить. И не дай бог, если попадется еще и упрямец. Недавно мы охотились совместно с солидным человеком, известным в охотничьем мире кинологом. Становилось «зябко», когда дуло его ружья смотрело в лицо, грудь. На просьбу отвести ружье в сторону следовал один и тот же ответ: «Ничего, оно у меня не заряжено...»

Сейчас появилась возможность приобретать несколько ружей (по закону можно приобрести 5 ружей). Действительно, хочется иметь двуствольное ружье: горизонтальное или вертикальное; самозарядное: с откатом ствола, газоотводное или даже с инерционным отпиранием; помповое ружье (сейчас это модно); трехзарядное: магазинное МЦ-20-01; комбинированное: «Тайга» или «Север». Соблазнов много. Заманчиво иметь двуствольное ружье с одним спуском (ИЖ27М-1С). Ну а как же с привыканием? Вот и вопрос! Да и какое ружье взять на конкретную охоту? Не так все просто. С ружьем надо срастись, чувствовать его, в кульминационный момент встречи с дичью правильно распорядиться выстрелом. Разве мало мы слышали оправданий «стрелков» на промахи или случайные выстрелы? Эх, надо было взять мне свое старое, привычное ружье! Тогда бы этого не произошло. А здесь жму, жму, а ружье-то на предохранителе. Он ведь на пятизарядке сбоку коробки, а я привык, что он сверху на хвостовике коробки... Я пока вспомнил о нем, было уже поздно. Когда теперь представится такой случай?

Хорошо, если все обходится благополучно. На коллективной охоте могут подвергаться опасности и товарищи такого горе-охотника. Убеждался неоднократно: для быстрой и меткой стрельбы лучше всего брать на охоту одно и то же привычное ружье. Естественно, если оно подходит к этому виду охоты. Да и безопасность при обращении с привычным ружьем будет выше.

У меня тоже было не всегда гладко при обращении с оружием. Верно говорят, что незаряженное ружье раз в год само стреляет. За период охоты с 1954 года было три неожиданных выстрела (пожалуй, многовато), а ведь приятели меня считают педантом в этом вопросе. Да и многолетняя офицерская служба была связана с безопасным обращением с оружием. Сколько проведено стрельб, командировок с оружием, инструктажей, занятий? Но, как говорится, за одного битого двух небитых дают. Слава богу, что все обходилось благополучно.

Итак, конкретно. Охотиться я начал с детства, с 10 лет, в селе Крутиха, Кыштовского района, Новосибирской области. Условия для охоты были наиблагоприятнейшие. Сначала охотился под руководством деда, потом самостоятельно. С 13 лет ружье хранилось уже у меня дома. Дед много не говорил, главное — учил не баловаться с ружьем, не направлять его на человека.

Случай первый. 1956 год. Октябрь. Иду по березовым перелескам. Пытаюсь поднять беляка. Под ногами замерзшие лужицы. В руках одностволка ИЖ-5. Поскользнулся. В падении ударил курком о левое колено, он частично взводится и, не встав на боевой взвод, срывается и наносит удар по бойку. Видимо, предохранительный взвод был сношен. Мне кажется, когда я это описываю, слышу треск дроби по замерзшим березкам. Хорошо, что там, кроме меня, никого не было.

Случай второй. 1957 год. Каким-то образом мне попало в руки ружье 32 калибра, переделанное из японской винтовки. Сижу дома один. Изучаю непривычную модель. Для проверки надежности затвора вложил патрон в патронник, энергично дослал затвор вперед. Грохнул выстрел. Я испугался. Насквозь оказалась пробита кадка под рукомойником. Что делать? Вынес кадку на огород, повесил на кол. Вечером сказал маме, что случайно пробил ее при пристрелке ружья. Недоверчивый сосед (любитель оружия) дядя Федор долго осматривал кадку, потом вывел меня на чистую воду — это стреляно не в цель, это стреляно в упор.

Третий случай. Кажется, был 1959 год. Самый опасный в моей жизни. Выпросил у деда двустволку ТОЗ-БМ. Пошли с приятелем на охоту на рябчиков. Стояла золотая осень. Идем вдоль берега речки. Много шиповника. Излюбленные места рябчиков. Впереди в кустах шумный «взрывной» взлет рябчика. Мгновенно взвожу курки, вскидываю ружье, но рябчик скрылся за елочками. Продолжаю смотреть на место взлета, а руки делают свое привычное (для одностволки) дело: большой палец придерживает правый курок, а указательный нажимает на спусковой крючок левого ствола (то есть я снимаю курок с боевого взвода). Но — о ужас! — грохнул выстрел! Миша, мой приятель, стоит белый как полотно. Хорошо, что стволы никогда не направляю я на людей. Злую шутку сыграла здесь привычка к одностволке. Надо было хотя бы при спуске курка смотреть на курки. Тогда, наверное, заметил бы, что придерживаю не тот курок, который спускаю.

Знаю и трагический случай, но не имею права об этом рассказывать. В общем, если с ранних лет привыкаешь к правильному обращению с ружьем, не допускаешь халатности, небрежности и зазнайства, бываешь аккуратным при его эксплуатации, все будет нормально. Конечно, должно быть и везение. Принцип «на авось» надо забыть, тогда обладание ружьем и стрельба из него будут доставлять радость.

Теперь об оснащении гладкостволки прицельными приспособлениями. Оптический прицел, прицел ночного видения, коллиматорный, диоптрический не всегда могут сослужить добрую службу. Дело в том, что все они в основном могут с большей эффективностью использоваться на больших расстояниях при стрельбе по малоподвижному зверю (олень, кабан на поле, лось на кормежке). При стрельбе же на малом расстоянии (35 м, например, на засидке по лисице) эти прицельные приспособления могут и помешать. Условия стрельбы при этом отличаются мгновенной вскидкой и быстрой поводкой, так как лиса, обнаружив охотника, мчится на махах. Привычная вскидка ружья здесь подойдет лучше. Гребень приклада ляжет под скулой щеки, ружье сразу окажется направленным в цель. Все перечисленные прицелы крепятся, как известно, на некотором возвышении от ствола (на кронштейнах). При вскидке гребень приклада оказывается уже где-то у нижней челюсти. Прикладка не совсем устойчивая. Поймать лису в оптику, когда она мчится на махах, и сделать нужное упреждение проблематично. Вот и здесь тоже нужно привыкание...

  • 3 недели спустя...

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...