Galen Опубликовано 28 мая, 2017 Опубликовано 28 мая, 2017 В общем, как я уже писал как-то в "Делимся хорошим и плохим", в один прекрасный день после стенда я обнаружил на своей тулке две трещины, идущие от досок к прикладу. В итоге, на охоту я это ружьё не взял, как планировал, а оставил дома до возвращения. Сначала я хотел сдать его в ремонт, но потом, во-первых, из-за заморочек с разрешиловкой, во-вторых, из-за немаленькой цены данного мероприятия решил попытаться отремонтировать сам. Науку взял отсюда, из Ганзы, там описан похожий случай с Тоз-66.Трещины на оружейных ложах и борьба с ними Итак, решено. Делаю сам. Почитав теорию, я сразу решил отказаться от армирования зубочистками и прочим. На Ганзе чёрным по белому написано, что основная причина моей трещины - плохая изначальная подгонка дерева к колодке и чрезмерно сильное её давление на "неответственные" площади дерева. Соответственно, любая "арматура" перед мощным давлением металла всё равно не устоит, если будет по прочности вровень с ложей, либо, если окажется прочнее, будет служить передаточным звеном от колодки и вызовет ещё большие разрушения. В конце концов, сделать это никогда не поздно. Сначала я снял дерево, чтобы посмотреть, какие там трещины и сколько их. Вот, что открылось моему взору: Выяснилось, что боковые трещины, которые я увидел, и одна из которых на фото обозначена синим цветом, носят в общем-то косметический характер, хотя и является следствием более глубоких и продолжительных трещин, обозначенных красными стрелками. На ганзовских снимках с Тоз-66 та же самая картина и те же следы, кстати, от металла на "ушах" вокруг досок. В общем, приборы и материалы, купленные мной для работ. Слева направо. 1. Рашпиль для добычи опилок (зачем опилки, позже). 2. Матерчатая изолента для фиксации ложи после склеивания. Кстати, изоленту эту я чудесным образом похерил во время работ, никак не мог найти, замотал обычной изолентой. А потом так же чудесно нашёл. Мистика! 3. Ацетон для обработки склеиваемых поверхностей. 4. Струбцина для прижимки трещины, что на 2-м фото, по бокам. 5. Кисточки для нанесения ацетона и клея. 6. Клей "Титебонд". 7. Брусок венге, купленный в "Русских ножах" специально ради опилок. Дело в том, что "Титебонд" имеет кремовую окраску, а венге тёмно-коричневый. Смешивая их, я получу ореховый оттенок и пасту для тампонады косметических наружных щелей. 8. Рулон тряпок. 9. Верстак "Калибр" - тоже купил специально, сразу решив, что на коленках, столах и табуретках сотворю какую-нибудь халтуру. Сам верстак - говно, слова доброго не стоит, но зато дешёвый. А так металл тонюсенький, верстачная доска вообще из папье-маше. Но стоит недорого, и для нечастых разовых работ вполне сгодится. А вот та металлическая фиговина, похожая на тиски - это не тиски, а шайтан-домкрат собственного инженерного замысла. Вот он сблизи: Короче, прежде чем промывать щели ацетоном, а потом вмазывать туда клей, их надо расширить, а как? Делать это клинышками мне не понравилось. Во-первых, часть поверхности закрыта самим клином, а во-вторых, он сам деформирует эти поверхности, отдаляя их друг от друга. В итоге я пошёл на рынок в поисках дерьмовеньких тисочков, из которых я и замыслил сделать такой расширительный домкратец. И мне улыбнулась удача. Нашёл, то, что надо - маленькие, из силумина. Ребят из нашей интернатской мастерской попросил с одной стороны сделать мне губки поуже, а остальные изменения в конструкции видны на фото. А вот он в работе: Лично мне было удобно пользоваться - снял-надел, подлез, промыл, промазал. Но, как говорится, не навязываю. Продолжение следует.
Galen Опубликовано 28 мая, 2017 Автор Опубликовано 28 мая, 2017 Поехали далее... Сразу решил заготовить себе побольше опилок для смешивания с клеем, чтоб потом этим не заниматься. Сначала обтачивал брусок венге рашпилем, но производительность оказалась так себе, и я взял вот эту штуковину: Электрический гравёр от "Калибра" с набором причиндалов. Нацепил насадку с цилиндрической наждачкой и начал производство опилок. Напилил - вот они-с: Ну а дальше приступил собственно к промывке поверхностей ацетоном. На Ганзе кто-то писал, что аж топил всю деревяху в ацетоновой ванне, чтобы вымыть им всё масло. Я, честно говоря, на это дело плюнул. Нет у меня ни ванны, ни возможности смердеть ацетоном на всю свою девятиэтажку. Тем более, не факт, что эту ложу кто-то глубоко промасливал. Кстати, к промасливанию, вощению и "антилачным" хрестоматийным воззрениям, писанным в пособиях для охотников и обильно пересказываемым разными "бывалыми" на форумах, я ещё вернусь. А пока я ограничился работой кистью в щелях, ацетона не жалел, а в конце тупо пролил все склеиваемые поверхности. Потом, после сушки, приступил к склейке. Это делал, не рассусоливая, мухой, поскольку "Титебонд" густеет довольно быстро. Как и ожидал - получил ореховый оттенок от смешивания клея с опилками венге и стал этой смесью густо тампонировать наружно видимые трещины. И пальцем втирал и даже резиновой киянкой помогал. Излишки убирал, но особо этим не парился, поскольку после склейки сточить их наждачкой не проблема. И одновременно заполнял клеем щели от трещин. Потом замотал всё изолентой и сдавил всё перпендикулярно. Сначала хотел вообще не связываться с тисковым сдавливанием, а сделать всё резиновым бинтом, но на каком-то форуме кто-то пугал, что каждый тур резинового бинта давит всё сильнее, выдавливает вообще весь клей и делает так называемую "голодную склейку", которая безнадёжно портит изделие. Я внял и решил делать по-старинке. Вот, как это выглядело. Оставил на сутки. Через сутки всё отлично склеилось, руками не оторвёшь: Как видите, щелей больше нет. А там, где я тампонировал клеево-опилочной смесью, после снятия наждаком засохших излишков получилось вот, что: Продолжение следует.
Galen Опубликовано 28 мая, 2017 Автор Опубликовано 28 мая, 2017 Дерево я решил затемнить одной классной и копеечной штукой, продающейся в "Фикс-прайсе" - маркёром для маскировки мелких царапин. Они продаются наборами по 3 штуки, вот один из них. Всем советую. Их прелесть ещё в том, что они работают по любому дереву - и зачищенному, и залаченному, и замасленному, и вощёному. Дальше я стал делать то, что рекомендовали на Ганзе - аккуратно убирать дерево из под давления колодки. Как писал Константиныч, в курковках металл должен прилегать только в центральном прямоугольнике, и то, не доходя до низу. По ссылке в первом посте всё расписано. Это как в ЦКИБ-овских ружьях. Хвостовик колодки острый на конце, но трещины за собой не образует, поскольку контактирует с деревом только на 0,5 мм поверхности и с ничтожной площадью на острие. Вот, как я это делал: Где шарошечкой, где надфильком, а кисточкой опилки смахивать. Аккуратно и не торопясь... Вот, что я получил в итоге: А дальше оставалось только нанести на ружьё макияж, смытый ранее ацетоном и собрать его обратно. Вот тут я сделал ошибку, о которой прямо сейчас не хочу говорить, и которую я в дальнейшем исправил, но из-за неё не получил полностью совершенного результата. Сказался недостаточный (хоть и не полное отсутствие) опыт работ по покрыванию дерева маслами, лаками и прочим. Скажу только, что зашёл слишком далеко, из-за чего пришлось всё смывать и покрывать заново. Но хоть со второго раза получилось. И это ещё не всё. При попытке собрать ружьё, я понял, что в правой доске гнездо для винта, стягивающего доски полностью раздолбано. Остался буквально один наружный виток резьбы, на котором всё держалось за счёт небольшого выступания винта. П-ц! Я чувствовал себя примерно так же, как князь Святослав, повстречавший на обратом пути орду печенегов. Мне советовали свинтить всё штатным винтом, а потом сделать соединение неразборным, но это я для себя отверг. Ещё я хотел рассверлить отверстие, вместо М4 нарезать М5 и подобрать другой винт, но и эта идея мне не понравилась. Во-первых, хоть доска и нетолстая, но чуть не под прямым углом рассверлишь, и всё будет безнадёжно испорчено. Резьба тоже пойдёт накось, и винт в неё потом не ввинтится. Во-вторых, деревяшку тоже придётся рассверливать. И вообще, пятёра - это многовато, хоть в притирку и пролезает. Тогда, ничтоже сумняшеся, я решил купить винт М4, провинтить всё насквозь и снаружи закрепить гайкой. Винт взял особо прочный, со шляпкой под шестигранник, а с гайкой что сотворил. С одной стороны сделал её плоской, без фаски, там, где она будет прилегать к доске. А с другой попытаться придать ей форму гранёной шляпки гриба. Ну, сделал это кое-как. Более-менее получилось, потом заворонил её и собрал наконец-то всю конструкцию. Но снаружи остался излишек болта. Я его гравёром стачивал прямо на собранном уже ложе с колодкой. Зажал в верстак и вперёд, благо доступ хороший. Сточил, выглядит вроде терпимо. Впрочем, доски я уже новые кое-где заказал, и когда они придут, даст Бог, свинчу их штатным болтом, благо резьба на нём не убитая. Итак, последние фото моих мытарств и собранное ружьё.
Galen Опубликовано 28 мая, 2017 Автор Опубликовано 28 мая, 2017 В конце я бы хотел отдельно сказать про масла, воска и лаки. Много мною было на эту тему читано и есть кой-какой собственный опыт, в том числе и отрицательный. Обычно много хаят лак. Дескать, под ним дерево "не дышит", сама поверхность царапается, и если лак прокоцается насквозь, то туда немедля проникнет вода, дерево начнёт гнить и превратится в труху под внешним глянцевым блеском. Вот, примерная выжимка из прочитанного. Вместо этого везде в ходу оды маслам и воску. Масла, дескать, всё пропитывают. Какие-то фанаты льнянки даже дерева свои разогревают, потом горячим льняным маслом обрабатывают до полного перфекта и, я так понял, сквозного промасливания. И если сверху воском полирнуть, то ваще, всё идеально. Какой бы я дал этому комментарий. Во-первых, лак лаку рознь. И технология его наложения тоже важна. Если всё сделано правильно и лак хороший, его поверхность будет коцаться только вместе с деревом. Во-вторых, а так ли уж сухое дерево впитывает активно влагу? Бук ещё ладно - он довольно гигроскопичен, но и то, чтобы он насосал сквозь царапину воды и начал гнить - это, наверное, нужно ружьё прикладом в болото сунуть и на год забыть. В-третьих, предъява за поверхностную обработку дерева. А нужна глубокая? Зачем? Чтобы потом свои треснувшие ложи (а это бывает сплошь и рядом) в ваннах с ацетоном купать, чтоб хоть как-то обезжирить склеиваемые поверхности. Нуевонах, такой геморрой. Зато, когда я купил лаченный и коцанный Тоз-63, я без проблем лак смыл и отлично причесал дерево морилкой, тонирующими маслами и в конце датским маслом. Фотки я выкладывал. Получилось очень неплохо, под тёмно-красный орех. Не сравнить с первоначальным видом, где светлая берёза под лаком имела цвет концентрированной мочи. Но у лака есть другой существенный недостаток - он очень капризен в наложении, и тут нужен отработанный навык, иначе видон получится тот ещё. Например, наложишь слишком толсто - он и не высохнет, и к коцкам действительно будет очень чувствителен. Поэтому, я имею положительный опыт работы с маслами-лаками, типа датского масла. Оно наносится как масло, без проблем, и относительно быстро засыхает, как лак. Его можно смыть и всё сделать заново. Например, после ремонта. Теперь по воску. После обработки датским маслом вощение уже не нужно. Кроме того, у меня с воском был какой опыт. Обрабатывал специальным импортным, всё хорошо и т.д., зато потом, когда я решил сменить оттенок, после смывки все морилки, масла, лаки лились с этого дерева как с гуся вода. Не знаю, почему. Может, воск впитывается глубже масла, но факт остаётся фактом. Потом где-то вычитал, что воск вымывается с дерева горячим скипидаром. А нафига возиться? Проще, ИМХО, обработать датским маслом, если нужен сатиновый блеск, или тиковым для глянца.
Экспертная группа arist@rx Опубликовано 31 мая, 2017 Экспертная группа Опубликовано 31 мая, 2017 Клей "Титебонд". это ПВА ? Или просто похож? Будет держать он?
Galen Опубликовано 31 мая, 2017 Автор Опубликовано 31 мая, 2017 Родственный ПВА. Отзывы я читал хорошие. Мог бы даже Титебондом-II склеить, он более устойчив к внешним воздействиям, но на момент покупки знал только о классическом, красном Титебонде. Что же касается "держать", то по большому счёту, я мог бы вообще ничего не делать. Как говорится, замотать синей изолетной и всё. У курковок, как я погляжу, трещины все в горизонтальной плоскости, а их удерживает стяжка на хвостовиках. Ружьё нужно как следует ушатать, чтобы ложе как-то лопнуло и пришло в негодность. А с боков доски держат. Что можно было бы добавить - это засверлить концы трещин. Но я решил пока обойтись их склейкой.
eger67 Опубликовано 31 мая, 2017 Опубликовано 31 мая, 2017 18 минут назад, arist@rx сказал: Клей "Титебонд". это ПВА ? Это 2 разных клея.
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти