Перейти к содержанию
Форум охотников России

охота на Руси


hunten8888

Рекомендуемые сообщения

  • Экспертная группа
Опубликовано

  Охота на Руси

Как и везде, на Руси охота предупреждает собой историю. История отмечает существование охоты как факта обычного и широко распространённого. Владимир Мономах хорошо выразил народную мысль об охоте, когда по поводу обилия птиц и зверей сказал: «Всё же то дал Бог на угоды человеком, на снедь, на веселье». Первый из князей, о котором упоминается как об охотнике, был Игорь Рюрикович (912 г.); с его ловами тесно связана его женитьба на Ольге. 

В те времена охота была лучшей школой для подготовки воинов к боевой жизни. Почти все русские князья сознавали необходимость заниматься охотой. Святослав унаследовал от своих родителей их страсть к охоте. Об охотах князя Владимира летопись умалчивает; может быть, это вызвано крещением Руси и теми переменами, какие оно вносило в жизнь народа. Из 12-ти сыновей Владимира только о двух сохранились известия, относящиеся к истории княжеских ловов - о Мстиславе и Ярославе. О сыне Ярослава, Всеволоде (1078 г.), летопись сообщает известие, характеризующее орудия и способы охоты в его время: «В лето 6596 (1088 г.) Всеволоду ловы деющу звериныя за Вышегородом, заметавшем тенета и кличаном кликнувшем». Владимир Мономах, представлял собой художественный, вполне законченный тип князя-охотника. Его характерные черты - безграничная отвага, покоящаяся на убеждении, что смерть не приходит раньше, как в урочный, Богом положенный час, и выносливость, не признающая усталости, пока не справлено дело.

Другие, современные ему князья, также были страстные охотники. Даниил Галицкий в 1255 году, провожая своё войско до Грубешова, собственноручно убил рогатиной трёх кабанов. Новгородские князья иногда настолько увлекались охотой, что забывали свои обязанности по управлению вотчиной и нарушали права частной охоты. На этой почве между князьями и господином Великим Новгородом возникали столкновения.

Первые московские князья интересовались охотой больше с фискальной точки зрения, как важной статьёй государственного бюджета, чем с точки зрения забавы. Иван Калита, Симеон Гордый, Дмитрий Донской ревниво оберегали свои Ловчие и Сокольничьи пути. Время Василия III считалось временем пышного расцвета великокняжеской охоты на Москве. Он обставлял свои охоты так, что они поражали своей грандиозностью.

Иоанн IV начал охотиться ещё мальчиком. Царь Фёдор Иоаннович любил тешиться зрелищем медвежьих потех и боёв с медведями. Об охоте Бориса Годунова до нас дошёл только один рассказ Джерома Горсея, из которого видно, что Годунов был соколиный охотник.

Средневековую русскую охоту можно разделить по способам её производства на два рода: звероловство и охоту в собственном смысле. Ловля птиц в то время производилась, главным образом, при помощи перевесов. Перевесища были и у князей и у простых людей. Княгиня Ольга имела свои перевесы по Днепру и по Десне. Владимир Мономах при охоте на зверя имел при себе меч («дикий вепрь меч ми на бедре отъял»). Василий III, отправляясь на охоту, имел при себе два длинных охотничьих ножа, продолговатый кинжал, топор с ручкой из слоновой кости, кистень и так называемый шестопёр.

Огнестрельное оружие для охоты стало употребляться при царе Иване Грозном; первые опыты ружейной охоты были произведены из самопалов и лёгких ручных пищалей. О конной охоте мы знаем из духовной Владимира Мономаха. Княжеская и царская охота разделялась на два вида: охоту птичью и охоту псовую.

Охота с ловчими птицами, повсюду в мире известная с самой глубокой древности как истинно царская забава, искони и у нас производилась князьями. Из князей наиболее страстным любителем охоты с ловчими птицами был Игорь Северский (конец XII-го века). Охота с ловчими птицами производилась при помощи ястребов, соколов, кречетов, приученных ловить диких птиц и мелких животных. Для ловли соколов и кречетов на север направлялись особые ватаги (артели) с атаманом во главе, или населяли помытчиками сёла и слободы в местах ловли, или же поручали это дело местным сельским жителям.

Псовая охота достигла наибольшего развития при Василии III, но многие исторические данные говорят, что она существовала с самых ранних времён. В княжеской псовой охоте употреблялись не только местная порода борзых, но и восточная порода, которая ценилась очень дорого.

На Руси с самых древних времён охота была свободным промыслом для всех, хотя князья по отношению к охоте пользовались особыми правами и преимуществами, вытекавшими из их земельных прав и отчасти из их высокого положения. В завоёванных и вновь присоединённых областях лучшие охотничьи угодья отходили во владение князей.

В результате краткого экскурса в историю охоты я постараюсь теперь объяснить понятие Ловчего пути. У Владимира Даля читаем: «Ловчий путь - это ведомство придворной охоты». То есть Ловчий путь означал не тропу и не дорогу, а представлял собою все княжеские охотничьи угодья в том или другом уезде, делился на станы. В каждом стане было несколько деревень и починков, которыми заведовал особый ловчий.

Насколько велики были доходы от охотничьих угодий, можно судить по сохранившимся документам, что за удовлетворением всех дворцовых издержек и расходов на жалованье дворцовому штату от этих оброчных статей оставался ещё огромный излишек в виде шкур и мехов, дававших при продаже до 230000 рублей. К ловчему переходили все права волостеля. Случалось, что должности волостеля и ловчего совмещались в одних руках. Должность ловчего впервые упоминается около 1455 года, в княжение Василия II Тёмного. В помощь по делам суда и управления станом ловчий имел при себе двух чиновников, которых назначал и сменял собственной властью: тиуна и доводчика, первого - для разбора судных дел, второго - для дознания, следствия и сыска по преступлениям, совершавшимся в его стане. Михаил Фёдорович, устраивая своё разорённое царство, спустя только пять-шесть лет мог позаботиться о восстановлении былых охот и потех. С этой целью в 1619 году он послал в северную медвежью сторону (в нынешнюю Костромскую губернию) двух охотников и трёх конных псарей с поручением брать у людей собак борзых, гончих, меделянских и медведей. Все царские охоты производились при помощи охотников ловчего пути, под общим руководством ловчего и псовника. Любимой охотой Михаила Фёдоровича была охота на медведей. Царь Алексей Михайлович к птичьей охоте привязался с самого раннего детства. Он был, по его собственному выражению, «охотник достоверный», то есть истый, заклятый. Во время поездок на охоты государь приказывал раскинуть шатры, которыми заведовал особый шатерничий, сопровождавший царя со всем шатёрным скарбом. Шатры эти отличались большой роскошью. Кстати, вы заметили, что слова «шатры», «шатёр» созвучны со словами «Шатур», «Шатура»?

А.Кожевников

член Союза краеведов России

г.Шатура / ноябрь 2005 года

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...